Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4362)
К читателям (4319)
Топ-10: сделано в ЮФО (5209)
Удачное место на глобусе (4739)
Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства (7313)
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7337)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4858)
Лариса Никитина  
Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее (4993)
Ирина Фомина, Оксана Лебедева  
Когда спрос превышает предложение… (5251)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (5934)
Марина Симионова  
Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (5998)
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Производители запутались в сетях (6074)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4805)
Галина Шувалова   
Инструмент для перехода (4518)
Галина Андреева   
Олимпийские планы железнодорожников (6127)
Галина Шувалова   
Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки (6327)
Лариса Никитина   
Под президентским контролем (4800)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6878)
Ольга Бульбич  
Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным» (5388)
Ольга Бульбич   

 

Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе»

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 5369
Версия для печати


В эксклюзивном интервью «Вестнику» глава российского представительства компании «Ла Фарж» рассказал об особенностях строительства на территории Ростовской области первого из своих российских цементных заводов, критериях отбора регионов для локализации проектов, беспрецедентной дороговизне объектов инфраструктуры и специфике взаимоотношений с местными властями.

— О намерениях группы компаний «Ла Фарж» построить на территории Ростовской области цементный завод было заявлено еще осенью 2006-го. Но за эти два года строительство так и не началось. Есть ли гарантия, что теперь проект однозначно стартует?

— Как говорят, в России долго запрягают, но быстро едут… Думаю, второй меморандум о намерениях, подписанный в рамках Петербургского форума, — это решающий момент. Необходимо иметь в виду, что цементный завод — очень сложный технический проект. Это даже не один, а несколько проектов. И главное здесь условие — месторождение, карьер.

— Осенью прошлого года состоялся аукцион по продаже Кульбакинского цементного месторождения, расположенного в Матвеево-Курганском районе. «Ла Фарж» заплатил за лицензию 701,6 миллиона рублей при стартовой цене 8 миллионов. Вас не смущали столь огромные — беспрецедентные, как комментировали эксперты, затраты? Вероятно, ваша компания уже тогда знала, что они окупятся?

— Безусловно, мы не ожидали, что в итоге придется заплатить такую высокую цену. Но в то же время мы уверены: цементная отрасль России обладает высоким потенциалом развития — и готовы принять на себя определенные риски. «Ла Фарж» заплатил эти деньги за месторождение, которое еще не было изучено. Результат не был неизвестен. Разумеется, мы предварительно изучили вопрос, получили определенную информацию, которая позволяет делать положительные заключения. Но могут быть и сюрпризы.

— Примерные запасы хотя бы известны?

— В компании «Ла Фарж» существует внутреннее правило: не начинать проект строительства завода, если выбранное месторождение не обеспечивает ему 50 лет непрерывной эксплуатации. Применительно к заводу в Ростовской области мы говорим о том, что он должен работать непрерывно 50 лет с мощностью 4 миллиона тонн цемента в год. Мы уверены в том, что запасы Кульбакинского месторождения позволят рассчитывать на такой срок и на такие объемы. Лицензионный участок — это большая территория: 38 квадратных километров, а мы сейчас концентрируемся на 400–500 гектарах.

— Оценкой качества сырья занимаются французские специалисты?

— Есть российская подрядная организация, которая сейчас проводит геологическое изучение месторождения. Результаты бурения первых скважин — очень благоприятные, но работы пока не окончены. Необходимые химические и физические испытания будут проходить в российских лабораториях. Параллельные испытания будут проводиться в наших технических центрах — чтобы подтвердить правильность заключений российских коллег.

— Ранее мощность ростовского завода анонсировалась в объеме двух миллионов тонн. Планы подверглись корректировке?

— У «Ла Фаржа» мощность каждой производственной линии — 2 миллиона тонн цемента в год. При этом компания всегда предусматривает возможность ввода второй линии. Если российская экономика продолжит расти так же быстро — я уверен со своей стороны, что именно так и будет, — мы очень быстро начнем в Ростовской области проект строительства второй линии. Ее стоимость окажется значительно ниже, поскольку часть инвестиций будет уже потрачена — на землю, инфраструктуру…

— Приобретение земли обошлось «Ла Фаржу» не так дорого?

— Примерно 1500 евро за гектар. Участок под карьером и будущим заводом занимает более 600 гектаров. Определенные сложности были связаны с тем, что земля находилась в паевой собственности. Необходимо было договориться о цене и выкупить. В конце концов вопрос решился. В настоящий момент мы обеспечили контроль над земельными участками, которые нам необходимы, и начали обсуждение технических условий для реализации проекта. Есть ряд опасений, касающихся энергоснабжения. Установленная мощность энергопотребления цементного завода — 50 мегаватт.

Также нужно будет построить электрические линии протяженностью 40 километров. Это — большой, сложный проект. С энергоснабжением в России сейчас такая ситуация, как если бы вы хотели приобрести в магазине телевизор, вам также необходимо было бы купить часть завода, который этот телевизор производит. С международной точки зрения, это неординарная ситуация.

— И сколько средств может потребоваться, чтобы снять энергопроблему?

— Все будет зависеть от конкретных параметров. Сейчас мы можем говорить примерно о сумме от пяти до десяти процентов от общего объема инвестиций. Опять же по международным нормам это очень дорого. К тому же сюда не входят затраты на энергопотребляющее оборудование, которое будет установлено непосредственно на производственной площадке завода. Это отдельная часть проекта.

— Похоже, что именно из-за значительных затрат на объекты инфраструктуры инвестиции «Ла Фаржа» в ростовский завод вырастут с заявленных ранее 150 миллионов евро до минимум 400 миллионов, о которых вы упомянули во время подписания соглашения с администрацией Ростовской области?

— Да, и эта цифра — скорее не окончательная… Но сейчас мы уже решили земельный вопрос. Надеюсь, в скором времени решим вопрос энергоснабжения — и он превратится просто в технический аспект строительства предприятия.

В данном вопросе очень важна поддержка администрации Ростовской области. Она заинтересована в проекте «Ла Фаржа», поэтому помогает компании решить вопросы инфраструктуры. Мы очень рады, что у нас такое взаимодействие. Поверьте, у меня есть большой опыт общения с первыми лицами регионов России. И я могу сказать, что губернатор Ростовской области особенно выделяется в этом списке: он является ключевым человеком, который вдохновляет и организует работу региональной команды, выступает лоббистом на федеральном уровне. Требуется очень много энергии, чтобы запустить такой проект… а есть другие губернаторы — они не всегда ведут себя подобным образом. И в этих регионах у нас вообще нет проектов.

— Известны потенциальные потребители донского цемента?

В бизнес-плане мы предусматриваем, что порядка 80 процентов останется в Ростовской области, остальное будет поставляться в другие регионы. Мы уже провели маркетинговое исследование и представляем те компании, которые являются ключевыми игроками в строительной отрасли. Самое важное для нас — то, что мы подтвердили: здесь есть рынок, есть большая потребность в цементе. И я уверен, что недостатка в клиентах у нас не будет.

— А на объекты, которые будут строиться к сочинской олимпиаде, поставки не рассматриваете?

— Безусловно, для «Ла Фаржа» это привлекательный проект. Но сказать точно, какой из наших заводов будет специализироваться на поставках в Сочи, в настоящий момент мы не можем: есть крупные промышленные, инфраструктурные проекты, которые являются привлекательными и по которым мы будем работать. Также есть региональные строительные рынки — небольшие, но не менее важные для нас. И на эти рынки мы также будем выходить.

— Когда завод может быть запущен?

— У «Ла Фаржа» — стандартные заводы, очень похожие по технологическому обеспечению. Таким образом, мы можем строить быстро. Как только закончим все работы по подготовке площадки — начнем строительство завода в Ростовской области. Уверен: мы построим его менее чем за два года и запустим в 2011 году.

Справка «Вестника»

Группа LAFARGE является мировым лидером в производстве строительных материалов. Занимает первое место по производству цемента, второе — по производству бетона и нерудных материалов, третье — по производству гипса. Работает в 76 странах и обеспечивает более 70 000 рабочих мест. В 2006 году в LAFARGE входило свыше 2 000 производственных объектов. Общий объем продаж группы в 2007 году составил около 17,6 млрд. евро, чистый доход — около 1,9 млрд. евро.

Продукция LAFARGE использовалась при сооружении Суэцкого канала, мечети Хассана II в Марокко, высокоскоростной магистрали Лион — Ницца во Франции, оперного театра в Шанхае. Компания входит в список 50 крупнейших акционерных компаний Европы и, по данным журнала Fortune, в список 400 крупнейших компаний мира.

LAFARGE имеет наибольшую капитализацию в отрасли и признана в качестве одного из лидеров мнений инвестиционного сообщества. Единственная компания в строительном секторе, вошедшая в список «100 наиболее устойчиво развивающихся корпораций мира».

С марта 2007 г. соучредителем LAFARGE в России является Европейский банк реконструкции и развития. В РФ группа в настоящий момент представлена ОАО «Лафарж Цемент» с офисом в Москве и двумя филиалами — заводами «Воскресенскцемент» и «Уралцемент».

Ориентируясь на активный рост рынка, LAFARGE изучает возможности для осуществления нескольких инвестпроектов в России, в том числе в Крымском районе Краснодарского края. Цементный завод в Ростовской области станет первым из запланированных к строительству на территории РФ.

Комментарии «Вестника»

Владимир Бартеньев, министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области: «В Питере мы подвели итог огромной работе по «приземлению» инвесторов»

— Петербургский форум стал масштабным событием в экономической жизни России. Его статус за последние годы заметно вырос. Сегодня это мероприятие, в котором принимают участие ведущие мировые бренды. Соответственно, такая площадка предоставляет субъектам Федерации более широкие возможности для организации переговорного процесса с лучшими компаниями, а как следствие — для более успешного развития.

В рамках форума члены донской делегации встретились с целым рядом компаний. Но самые важные для нас переговоры мы постарались специально вынести в отдельный блок. Был подведен итог огромной работе по «приземлению» на территории Ростовской области тех проектов, по которым на форуме подписаны соглашения. Это очень серьезные проекты очень серьезных инвесторов: Ball, Guardian, Lafarge. В области достаточно давно и успешно действует законодательство, предусматривающее для инвесторов налоговые преференции. Потенциальных инвесторов интересует прежде всего именно внятное региональное законодательство…

Мы оказываем компаниям содействие в сопровождении проектов, в получении разрешительной документации, организации необходимых трудовых ресурсов, взаимодействии с муниципальными образованиями… а самое главное, чем мы конкретно пытаемся привлечь инвесторов, — решение вопросов, связанных с обеспечением инфраструктурой. Это достаточно серьезный объем затрат: в некоторых проектах он доходит до 40 процентов от стоимости. Мы предоставляем резидентам коммуникации в том объеме и того качества, которых требует конкретный проект. Это — наше преимущество.

Надеюсь, состоявшиеся в Санкт-Петербурге встречи позволят Ростовской области расширить уже существующие проекты и «приземлить» новые.

Вадим Викулов, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области: «Мы должны сверять свои действия с большим бизнесом, политикой государства»

— Любой экономический форум — это очень хорошая площадка для того, чтобы поставить финальную точку в подготовке инвестпроектов и дать старт их реализации. Безусловно, мы встречаемся не только с теми компаниями, которые подписывают с нами соглашения — уже формализованные, после длительной работы. Появляется возможность для общения с новыми игроками: весомый форум притягивает очень много бизнес-компаний, индустриальных компаний — и есть замечательная возможность за один-два дня встретиться практически со всеми, кому интересно реализовывать проекты в Ростовской области, и с теми, кто интересен для самой области.

В Петербурге нами были запланированы встречи более чем с 25 компаниями. Кроме этого, очень интересно было услышать мнение экспертов, специалистов во время дискуссий за круглыми столами, послушать выступления ведущих экономистов и политиков. Эти моменты важны для нас: мы должны сверять свои действия с большим бизнесом, с политикой российского государства. С какими именно компаниями встречались? Многие переговоры на сегодняшний день мы не можем раскрыть: работать приходится в конкурентной борьбе, в том числе с другими регионами.

Если говорить о компании «ПепсиКо», то все время за локализацию ее проекта по производству чипсов боролись не только регионы, но и страны. Одним из конкурентов была Турция. Я уже не говорю про Саратов, который по климатическим условиям очень подходит для выращивания картофеля, или про Краснодар, который отличается достаточно агрессивной инвестиционной политикой. Но в этой жесткой борьбе мы смогли сделать «Пепсико» наилучшее предложение и убедить разместиться у нас. Непосредственно в Петербурге мы встречались с компаниями, которые представляют секторы промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Это и федеральные, и мировые бренды.


Автор: Максим Федоров