Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4489)
ТОП-10: сделано в ЮФО (5109)
«Уникальный и амбициозный проект» (4939)
Никита Логвинов  
Олимп не заметил потери «бойца». МОК спокойно отреагировал на кадровые перестановки в корпорации «Олимпстрой» (5019)
Никита Логвинов   
Владимир Бартеньев: «Если есть потенциал, глупо его не использовать» (7655)
Максим Федоров  
Зеркало отрасли (4822)
Лариса Никитина   
Российский транспорт в международном аспекте (4714)
TRUCK CENTER накроет Россию сервисной сетью (5549)
Юрий Аксюшин  
Южное взморье. К 2015 году порты ЮФО должны переваливать более 250 млн. тонн грузов (7115)
Юрий Аксюшин   
Российский производитель — немецкое качество. Компания «Транзит-Дон» развивает продажи контейнеровозов производства GRÜNWALD (5982)
От «холодного склада» — к логистическому терминалу. Южный рынок логистических услуг на пути к качественным изменениям (7992)
Лариса Никитина   
Автозагрузка: тенденция роста. В ЮФО увеличивается объем внешнеторговых автоперевозок (5321)
Наталья Гончарова   
Парки южного периода (6268)
Ирина Скрынник   
Миллионы в дороги. Объемы дорожного строительства и ремонта в Донецке растут с каждым годом (5470)
Бизнес на колесах (4491)
Галина Шувалова  
20 миллионов на поток (4803)
Михаил Мартынов  
Проблему осилит везущий? Рост цен на ГСМ снижает рентабельность транспортных компаний (6339)
Наталья Гончароа  
Связующее звено (5127)
Наталья Гончарова  
Птицы высокого полета (4984)
Оксана Лебедева  
Устойчивый бизнес по-русски (6222)
Галина Шувалова  

 

Дон подкуют серебром

№ 4(18) (2008)
Количество просмотров: 6199
Версия для печати


С нынешнего года туристическая отрасль Ростовской области впервые развивается по четкой, законодательно закрепленной концепции, общая стоимость которой превышает 12 млрд. рублей

Региональная казна готова взять на себя почти 190 млн. руб., еще немного могут профинансировать местные бюджеты, а бизнес, по словам чиновников, не против вложить все остальное. Основная идея программы — создать туристский маршрут «Серебряная подкова Дона», где иностранные и российские туристы смогут вкусить донской колорит, отдохнуть и развлечься. Причем сделать это цивилизованно и комфортно.

Идея из прошлого

В целевой региональной программе «Развитие туризма в Ростовской области на 2008–2010 гг.» указывается на самобытное историко-культурное наследие, благоприятные климатические условия, водные и бальнеологические ресурсы, а также достаточно большое количество событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. Все это, по оценке авторов, в среднесрочной перспективе явится предпосылками к развитию делового и развлекательного туризма на Дону.

Основные туристические центры есть: Ростов, Азов, Новочеркасск, Таганрог, станицы Старочеркасская, Вешенская, Раздорская, хутор Недвиговка. Но турпродукту нужно повышать свою конкурентоспособность, особенно когда туристско-рекреационными ресурсами обладают соседние регионы. Помочь ростовскому турпродукту стать конкурентным, по мнению властей, сможет разработка туристского маршрута «Серебряная подкова Дона».

Начальник отдела развития инфраструктуры туризма Минэкономики области Инна Шинкина пояснила «Вестнику», что столь необычное название придумано местными археологами почти 30 лет назад. Идеологом проекта был тогдашний директор археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок.

— Название маршруту дал пояс античной культуры, сохранившийся в археологических памятниках дельты Дона и на географических картах имеющий вид подковы. Кроме того, подкова — это неотъемлемый атрибут казачьей культуры, ведь без коня казака представить себе невозможно, — рассказывает Инна Шинкина. — Что касается продвижения донского турпродукта под маркой «Серебряная подкова Дона», то впервые об этом заговорили около 10 лет назад на туристско-курортном фестивале «Мир без границ», проходившем тогда в Ростове.

Звучные названия необходимы для повышения престижа и уровня российских регионов, а также для увеличения потока отечественных и иностранных туристов, отмечают эксперты. Например, давно и успешно работают турпроекты «Малахитовая шкатулка Урала», «Жемчужное ожерелье Татарстана», «Золотое кольцо России»…

Сиять заставят заново

Областная программа развития туризма стала первым региональным законодательным актом в сфере туризма, отмечает заместитель министра экономики Анна Палагина. По ее словам, сейчас в 13 муниципальных образованиях реализуются 40 инвестпроектов по строительству и реконструкции туристических объектов на сумму более 16 млрд. руб. Из них 17 проектов стоимостью 12,4 млрд. руб. включены в программу.

Согласно документу, основная часть запланированных затрат — частные инвестиции. Из регионального бюджета за три года планируется потратить почти 190 млн. руб., возможно также финансирование мероприятий программы из местных бюджетов.

Часть бюджетных денег пойдет на поддержку компаний туриндустрии, форма достаточно традиционна — субсидирование. В конце марта — начале апреля приняты несколько постановлений: о субсидиях туроператорам на возмещение части затрат на приобретение основных средств (туристических автобусов, маломерных и пассажирских судов), на проведение работ по классификации гостиниц и других средств размещения, на рекламно-информационное продвижение турпродукта.

Принято также постановление о субсидиях юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на изготовление сувенирной продукции. По словам Инны Шишкиной, в этом году сумма субсидий на приобретение основных средств составит 2,7 млн. руб., на изготовление сувенирной продукции — 0,7 млн. руб., на классификацию гостиниц — 0,4 млн. руб., на продвижение — 1 млн. руб. В последующие годы эти суммы будут увеличены.

Однако притом, что появилась возможность получить субсидии на изготовление сувенирной продукции, найти получателя денег непросто. По словам источника в обладминистрации, зачастую такая продукция производится кустарно, никаких документальных подтверждений своей деятельности производители не имеют. Соответственно, поддержать их власти не вправе. Так что сначала нужно убедить предпринимателей «выйти из тени».

Не сразу засияют и звезды сертифицированных гостиниц. Сейчас многие ростовские отельеры заявляют, что их гостиницы соответствуют тому или иному «звездному» уровню, но на самом деле «звездный» статус документально подтвержден только у конгресс-отеля Don-Plaza.

— Процедура сертификации — дорогостоящая (250–300 тыс. руб.), после нее предпринимателю придется соблюдать определенные требования, предъявляемые к самому зданию, оборудованию, наполнению номеров и сервису, — рассказывает Инна Шинкина. — Это добровольная процедура, заставить бизнесменов сертифицировать свои гостиницы в принудительном порядке мы не можем, поэтому для популяризации предлагаем вариант субсидирования части затрат на сертификацию.

«Извольте»!..

Ожидается, что результатами реализации программы развития туризма станут в том числе увеличение номерного фонда размещения на 20%, а число приезжающих в Ростовскую область туристов будет расти на 10,5% ежегодно.

Пока же и нынешних туристов расселить затруднительно, причем дело не только в количестве и качестве номерного фонда, но и в ценах, которые предстоит туристу выложить за ночлег. Вывод аналитиков «БДО Юникон Консалтинг», проводивших исследование туристско-рекреационного потенциала Приазовья, очевиден и напрашивался сам собой: в Ростовской области необходимо создать условия для нормального семейного отдыха, с умеренными ценами. Только так возможно конкурировать с соседними регионами.

Туркомпания Saga Voyages предлагает однодневные маршруты, например, в Новочеркасск или Старочеркасск, а также тематические экскурсии.

— Путешествия по казачьим столицам с посещением Ростова, Азова, Старочеркасска, Новочеркасска, станицы Раздорской — однодневные. Есть и более длительные. Например, шестидневный маршрут «По берегу Азовскому вдоль Лукоморья синего», семидневная экологическая экскурсия «Загадки Манычской долины и дельты Дона», а также «Прогулки по заповедной зоне», полностью ориентированные на осмотр достопримечательностей станицы Вешенской, — рассказала «Вестнику» сотрудник Saga Voyages Лариса Гордеева.

И почти везде отели эконом-класса в дефиците, зато во всей неприглядности присутствуют низкий уровень комфорта и сервиса, острый дефицит англоязычных гидов среди персонала гостиниц и музеев.

— Среднего достатка иностранцы (как правило, это пенсионеры), не могут себе позволить жить в дорогих номерах, а дешевые почти всегда заняты. Если вдруг турист решил внезапно к нам приехать, у нас возникают сложности с его размещением. В данной ситуации можно настоящий «плач Ярославны» устраивать. Самый непростой наш маршрут — «Загадки Манычской долины и дельты Дона» — проложен по местам, удаленным от крупных городов. Это восток области: город Пролетарск, поселок Орловский. Там приходится ночевать, но где? В Орловском есть гостиница «Тюльпан», но она маломестная. В хуторе Рогожкино тоже есть гостиница, и тоже рассчитанная на ограниченное число гостей. Кроме того, и качество сервиса для иностранцев там довольно низкое… Даже в Новочеркасске нет крупных гостиниц с соответствующим уровнем обслуживания! Например, в главном отеле города с одноименным названием горячую воду дают по часам. Это неприемлемо для наших гостей, — сетует Гордеева.

В более «раскрученных» с точки зрения туризма городах ситуация с уровнем отелей пусть немного, но меняется. Гендиректор «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева говорит, что такие места размещения есть в Чалтыре, который производит на иностранцев неизгладимое впечатление как армянский поселок с самобытной песенной культурой, особым колоритом и специфической кавказской кухней. В Таганроге высоким уровнем сервиса могут похвастать такие гостиницы, как «Бристоль» (бывшая «Центральная»), «Извольте», «Таганрог», парк-отель «Маликон» и бизнес-отель «Приазовье». Правда, большинство из них рассчитаны на небольшое количество гостей.

А вот нынешнее состояние туристических объектов, по мнению Татьяны Нечепаевой, производит угнетающее впечатление:

— В Танаисе ситуация просто безобразная. Территория в ужасном состоянии, стационарных туалетов нет в принципе, зато бродячие собаки бегают стаями. Раньше в поселке проводились уроки ремесел, туристы сами могли на гончарном круге делать глиняную посуду. Теперь это в прошлом. Станицу Старочеркасскую власти привели в порядок, но свою самобытность она потеряла, стала слишком «причесанной», если так можно выразиться. Допустим, положили везде плитку — лучше бы брусчатку оставили! Если говорить о Ростове, то альтернативу Европе и Ближнему Востоку он не может предложить — ни по цене, ни по качеству сервиса. Поэтому, если к нам обращаются клиенты, интересующиеся казачьим колоритом, приходится везти их в Раздоры. Там сохранились курени, казачий быт. В Семикаракорске у туристов есть возможность самим расписать керамическую посуду. Вообще, иностранцев привлекает сельский туризм, уникальные экологические места, сохранившиеся в неизменном виде…

2 миллиона туристов в гости к нам

Впрочем, повысить качество, уровень и сервис, увеличить емкость номерного фонда и выровнять цены власти все же надеются: чиновники обладминистрации не раз заявляли, что делать инвестиции в туристическую отрасль бизнес не против. И проекты уже реализуются. Например, семейный комплекс «Фэмили», который строится на границе Родионово-Несветайского и Мясниковского районов. Инвестором является ООО «Спутник». Компания выкупила участок около 400 га, уже подготовила проект и рассматривает варианты его финансирования.

Предполагается, что на территории комплекса будут находиться гостиницы, домики для семейного отдыха, теннисная академия, аэро- и конноспортивный клубы, аквапарк. Первые объекты должны появиться в районе села Генеральского уже в 2008 году.

Как рассказал «Вестнику» главный архитектор Таганрога Сергей Рябоштанов, в районе Солнечного пляжа и ул. Крюйса, создается целый ряд объектов — гостиниц, ресторанов, торговых центров. Намечено строительство второй и третьей очередей аквапарка. У ООО АМИ «Сервис-Юг» есть планы создания оздоровительного комплекса «Адриа» на таганрогской набережной.

Главный архитектор Ростова Александр Чамуха заметил «Вестнику», что управление архитектуры города вскоре предложит на рассмотрение порядка 10 инвестплощадок для строительства отелей. По каждому из участков готовится более детальная информация.

По данным специалистов управления развития туризма области, основная часть развлекательных комплексов и отелей, которые планируется создать в регионе, будет рассчитана на массового потребителя. Спрос на туристические услуги прогнозирует «БДО Юникон Консалт»: по данным компании, потенциально в Ростовскую область могут приезжать на отдых от 850 тыс. до 2 млн. туристов ежегодно.

Американский пример — дончанам наука

Эдуард Полянский, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук:

— В свое время я побывал в американском штате Алабама и прошел с экскурсией несколько километров по индейской тропе. Эта тропа протянулась через всю страну с севера на юг почти на тысячу миль. Она пролегает вдоль реки Теннеси и является объектом паломничества туристов со всего мира. Часть дороги путешественник идет пешком, часть едет на лошади, местами преодолевает расстояние по воде. На своем пути он встречает стилизованные индейские деревни, где может наблюдать культуру и быт коренных жителей Америки, приобрести изделия туземных мастеров, поучаствовать в ловле рыбы.

Для удобства туристов повсеместно на маршруте следования созданы специальные пикеты, бары, кафе, обзорные площадки. Кроме того, примерно через каждые 50–100 км предусмотрены подъездные автомобильные и железные дороги к этой тропе. Все это напоминает спектакль, отлично отрежиссированный и с потрясающими декорациями.

Наша задача — создать в Ростовской области нечто подобное, но наше, донское, самобытное.


Автор: Оксана Лебедева, Анастасия Смирнова