Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4489)
ТОП-10: сделано в ЮФО (5109)
«Уникальный и амбициозный проект» (4939)
Никита Логвинов  
Олимп не заметил потери «бойца». МОК спокойно отреагировал на кадровые перестановки в корпорации «Олимпстрой» (5019)
Никита Логвинов   
Владимир Бартеньев: «Если есть потенциал, глупо его не использовать» (7655)
Максим Федоров  
Зеркало отрасли (4822)
Лариса Никитина   
Российский транспорт в международном аспекте (4714)
TRUCK CENTER накроет Россию сервисной сетью (5549)
Юрий Аксюшин  
Южное взморье. К 2015 году порты ЮФО должны переваливать более 250 млн. тонн грузов (7115)
Юрий Аксюшин   
Российский производитель — немецкое качество. Компания «Транзит-Дон» развивает продажи контейнеровозов производства GRÜNWALD (5982)
От «холодного склада» — к логистическому терминалу. Южный рынок логистических услуг на пути к качественным изменениям (7992)
Лариса Никитина   
Автозагрузка: тенденция роста. В ЮФО увеличивается объем внешнеторговых автоперевозок (5321)
Наталья Гончарова   
Парки южного периода (6268)
Ирина Скрынник   
Миллионы в дороги. Объемы дорожного строительства и ремонта в Донецке растут с каждым годом (5470)
Бизнес на колесах (4491)
Галина Шувалова  
20 миллионов на поток (4803)
Михаил Мартынов  
Проблему осилит везущий? Рост цен на ГСМ снижает рентабельность транспортных компаний (6339)
Наталья Гончароа  
Связующее звено (5127)
Наталья Гончарова  
Птицы высокого полета (4984)
Оксана Лебедева  
Устойчивый бизнес по-русски (6222)
Галина Шувалова  

 

Дело техники

№ 4(18) (2008)
Количество просмотров: 5798
Версия для печати


На долю ЮФО приходится почти 40% внутрироссийского рынка сельхозмашин, который оценивается в 73 млрд. рублей.

Рынок сельхозтехники Юга России эксперты оценивают как высококонкурентный и в то же время располагающий большим запасом емкости. Новые игроки из СНГ, Европы и США появляются на рынке практически ежегодно. Но отечественная техника пока не уступает импортной лидерских позиций. Потенциальный спрос на сельхозмашины и прицепную технику превосходит предложение, однако платежеспособность потребителей является существенным тормозом развития рынка. Одно из решений проблемы — использование кредитных и лизинговых программ.

Лакомый кусок Юга 

Емкость внутреннего рынка сельскохозяйственной техники ориентировочно оценивается Минсельхозом РФ в 73 млрд. руб. Доля ЮФО составляет почти 40%. Рынок сельхозтехники разделяется на два сегмента: самоходную технику (комбайны, тракторы) и прицепную-навесную.

Развитие этих сегментов идет неоднородно. Производство самоходной техники (комбайны) на рынке ЮФО представляют «Ростсельмаш» в Ростовской области и «дочка» немецкой компании Claas на Кубани. Собственного производителя тракторов в регионе нет.

— «Ростсельмаш» занимает примерно 80% рынка сельхозтехники ЮФО, — отмечает руководитель пресс-службы предприятия Мариам Ананян. — В числе тех, кто в последние годы увеличивает свои поставки, — немецкие, американские, белорусские производители.

Отечественная прицепная-навесная техника занимает чуть более 50% регионального рынка. В этом сегменте практически единственным производителем является компания Klever, которая производит и продает через дилерскую сеть сельхозмашины для заготовки кормов, зерноперерабатывающую технику, косилки, жатки. В сегменте прицепной и навесной техники по обороту Klever занимает место в ряду ведущих российских компаний. Крупнейшие продавцы: ростовские «Югтехкомплект» (с прошлого года входит в федеральную сеть «Аромаркет») и «Бизон», а также краснодарский филиал компании «Мировая техника».

По словам гендиректора «Агромаркета» Юрия Зябкина, программа-минимум — занять не менее 30% сельскохозяйственного рынка Юга России.

«Бизон» — официальный дилер 40 машиностроительных предприятий СНГ и Западной Европы. Оборот компании, по экспертным оценкам, составляет 2 млрд. руб. Около 40% клиентов компании — крупные агрохолдинги: «Юг Руси», «Урал-Дон», «Группа Агроком», «Астон», «Башнефть-Юг» и др.

В 2007 г. о выходе на рынок ЮФО объявила компания «Омскагромаш». По словам директора по производству ООО «Омскагромаш» Максима Чекусова, представители предприятия уже подписали несколько договоров о намерениях на сумму 50 млн. руб.

По мнению аналитиков, в ближайшие годы количество игроков на южном рынке будет расти.

— Юг у нас достаточно богатый, поэтому является лакомым куском для всех производителей сельхозтехники, — считает директор по региональным продажам компании Klever в ЮФО Сергей Робченко. — Их здесь сотни. Причем это холдинги из России, стран СНГ и «транснационалы». И постоянно приходят новые и новые игроки. Сейчас уже в каждом сегменте конкуренция высокая, а дальше будет еще выше. Эксперты отмечают, что обновлению производственно-технической базы и, соответственно, росту рынка, способствует господдержка. Она уменьшает разрыв между потенциальным спросом и реальной покупательской способностью крестьянских хозяйств. Рынок сельхозтехники ЮФО еще далеко не исчерпал возможностей роста, отмечает Мариам Ананян. Кроме того, для поддержания парка необходимо ежегодно обновлять его не менее чем на 15–20%. Примерно во столько же оценивается ежегодный рост рынка до его насыщения.

Лизинг в помощь

Все участники рынка отмечают, что лизинговые и кредитные программы при покупке сельхозтехники становятся более доступными. При использовании этих схем сельхозпроизводители могут претендовать на субсидиии в размере 100% ставки рефинансирования из федерального и регионального бюджетов.

В общем, по оценкам экспертов, рынок лизинга в аграрном секторе ЮФО вырос за год на 50–60%. Правда, для некоторых хозяйств покупка техники в кредит и по лизинговым схемам по-прежнему остается труднодоступной:

— Мелким хозяйствам кредит дают неохотно, нужен поручитель. По Ростовской областной программе кредитования сельхозтоваропроизводителей, поручителем является администрация района со своим районным бюджетом. Естественно, что она не станет выступать гарантом маленького нестабильного хозяйства, чтобы не рисковать бюджетными деньгами, — говорит Сергей Робченко.

Основной игрок на рынке агролизинга в ЮФО — федеральная компания «Росагролизинг», которая, частично обеспечив риски гарантиями региональных властей, разрабатывает наиболее выгодные условия лизинга для сельхозпредприятий.

— Для фермерских организаций в 2008 году «Росагролизинг» установил льготную систему гарантийного обеспечения: предоставление залога или поручительства требуется только на сумму одного годового платежа по договору лизинга, — рассказывает гендиректор компании Елена Скрынник. — Мы также увеличили для крестьянско-фермерских хозяйств срок первого платежа после внесения аванса по договору лизинга. Сегодня российские фермеры могут осуществлять платеж лишь через год, а не через три месяца, как это было ранее. Например, срок оплаты может быть привязан к уборке урожая. При этом участники рынка отмечают, что использование лизинга и кредитов по-разному влияет на продажи самоходной и навесной техники. Так, продажи в кредит комбайнов «Ростсельмаша», по данным руководителя проекта по финансированию продаж компании Евгения Асташкина, составляют до 50% от общего объема продаж конечному потребителю.

— Пока мы производим в основном технику в ценовом диапазоне 200–400 тыс. рублей. Эти суммы подъемны для аграриев и без кредитов, — говорит Робченко. — Но уже стали появляться и дорогие высокопроизводительные машины. Для их продаж, конечно, понадобятся лизинговые и кредитные схемы.

Если проследить динамику роста продаж Klever по программе кредитования Ростовской области, то положительная тенденция все-таки налицо, добавляет эксперт: за два прошлых года по этой программе продано техники на 3,5 млн. руб. В этом году цифра возросла в более чем вдвое. Хотя при обороте компании в 840 млн. руб. в 2007 году процент продаж в кредит незначителен.

— С развитием кредитной и лизинговой схем на селе спрос на самоходную технику значительно увеличился, а на прицепную и навесную технику остался приблизительно тем же, но изменился качественно, — резюмирует Робченко.

Эффективность как аргумент

По оценкам экспертов, развитие кредитно-лизинговых программ в сельском хозяйстве способствует росту продаж дорогой техники и доли присутствия на рынке зарубежных производителей. Если прежде продажам российской техники способствовали ее цена и поддержка со стороны властей (например, бюджетные деньги расходовались только на лизинг либо российской техники, либо собранной совместными предприятиями на территории России), то теперь решающим аргументом в выборе техники для сельхозпроизводителя должна стать ее эффективность. Поэтому российские производители активно расширяют ассортимент своей техники и модернизируют модели.

— С 2004 года «Ростсельмаш» ведет планомерную политику по обновлению модельного ряда компании, — рассказывает Мариам Ананян. — Первым комбайном стал зерноуборочный комбайн 4-го класса Vektor. Весной 2007 года мы начали производство нового комбайна класса 5+ Acros, который сменил на конвейере «Дон 1500Б». Также выпускается модернизированный кормоуборочный «Дон 680М». Все идеи, реализованные в конструкции новых моделей, в комплексе представляют собой наиболее экономически эффективное решение при проведении уборочных работ и направлены на повышение рентабельности зернопроизводства как бизнеса.

— Новое поколение ростсельмашевских комбайнов Vektor — настоящий прорыв в отечественном машиностроении, — добавляет замдиректора «Союзагромаша» Денис Максимкин. — Это наш ответ любым зарубежным аналогам.

Директор департамента Минпромэнерго РФ Андрей Дейнеко также возлагает большие надежды на новые разработки отечественных гигантов и считает, что помощь властей должна концентрироваться не на обеспечении более выгодных условий покупки, а на содействии производству новых моделей:

— Нами запущен проект по разработке зерноуборочного комбайна 6-го класса, образец которого представило ОАО «Ростсельмаш». Бюджетное финансирование составит 300 млн. руб., сумма из внебюджетных источников превысит 500 млн. руб. Проектный объем производства установлен в 500 машин в год, а обязательный объем продаж, который является частью технического задания, составит в период с 2009-го по 2012 год не менее 5 млрд. руб.

По мнению руководителя ПС «Новое содружество» Константина Бабкина, выбор импортной техники сегодня становится, скорее, данью консерватизму мышления:

— Российскую технику сейчас покупают не только те, у кого нет денег на импортную, но и те, кто считает, во что обойдется тонна зерна при использовании этой техники. Простые расчеты показывают, что убирать «Доном» выгоднее, чем импортным комбайном того же класса. Тем более что вложения в импортную технику окупятся в лучшем случае лет через десять.

Участники рынка затруднились однозначно сказать, смогут ли в будущем отечественные модели без господдержки конкурировать в продажах с импортными. Пока налицо определенная тенденция: доля импорта в структуре внутреннего рынка ЮФО продолжает расти в основном за счет поставок прицепного оборудования. В сегменте же самоходной техники лидируют отечественные машины.


Автор: Лариса Никитина