Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4489)
ТОП-10: сделано в ЮФО (5109)
«Уникальный и амбициозный проект» (4939)
Никита Логвинов  
Олимп не заметил потери «бойца». МОК спокойно отреагировал на кадровые перестановки в корпорации «Олимпстрой» (5019)
Никита Логвинов   
Владимир Бартеньев: «Если есть потенциал, глупо его не использовать» (7655)
Максим Федоров  
Зеркало отрасли (4822)
Лариса Никитина   
Российский транспорт в международном аспекте (4714)
TRUCK CENTER накроет Россию сервисной сетью (5549)
Юрий Аксюшин  
Южное взморье. К 2015 году порты ЮФО должны переваливать более 250 млн. тонн грузов (7115)
Юрий Аксюшин   
Российский производитель — немецкое качество. Компания «Транзит-Дон» развивает продажи контейнеровозов производства GRÜNWALD (5982)
От «холодного склада» — к логистическому терминалу. Южный рынок логистических услуг на пути к качественным изменениям (7992)
Лариса Никитина   
Автозагрузка: тенденция роста. В ЮФО увеличивается объем внешнеторговых автоперевозок (5321)
Наталья Гончарова   
Парки южного периода (6268)
Ирина Скрынник   
Миллионы в дороги. Объемы дорожного строительства и ремонта в Донецке растут с каждым годом (5470)
Бизнес на колесах (4491)
Галина Шувалова  
20 миллионов на поток (4803)
Михаил Мартынов  
Проблему осилит везущий? Рост цен на ГСМ снижает рентабельность транспортных компаний (6339)
Наталья Гончароа  
Связующее звено (5127)
Наталья Гончарова  
Птицы высокого полета (4984)
Оксана Лебедева  
Устойчивый бизнес по-русски (6222)
Галина Шувалова  

 

ВТО и «новобранцы»: готов ли российский аграрный бизнес к работе в новых условиях?

№ 4(18) (2008)
Количество просмотров: 4353
Версия для печати


Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вошли в финальную стадию.

То есть проблема «быть или не быть» уже не стоит. На повестке дня новые вопросы. Как заявил новоизбранный президент РФ Дмитрий Медведев на апрельской встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей, «мы должны вступить на нормальных, полноценных условиях. Не в качестве бедных родственников». Но переговорным процессом трудности не исчерпываются.

Торопиться не спеша

С каждым годом, по мере расширения Всемирной торговой организации, положение России становится все менее выгодным и все более двусмысленным. Достаточно сказать, что после вступления в ВТО Китая и Украины (последняя находится в процессе присоединения), мы останемся единственной неприсоединившейся страной с крупным экономическим потенциалом. Не на Иран же нам, в конце концов, оглядываться? С другой стороны, даже ярые сторонники понимают, что путь этот отнюдь не усыпан розами и закрывать глаза на сложности — опасно и недальновидно. Поэтому гораздо продуктивнее сегодня спорить не о том, вступать или не вступать, а о том, когда это делать — сейчас или потом. И на каких условиях.

Торгово-промышленная палата РФ, как следует из размещенной на сайте концепции, избрала рационально-осторожную позицию — «торопиться не спеша». На крайних полюсах, отметил советник президента ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер, находятся МЭРТ с его безудержным оптимизмом и нетерпением, и недоверчивый, сомневающийся Минсельхоз. Отраслевики, считает он, всегда более склонны к пессимизму.

Если же говорить о внешних условиях вступления в ВТО, то они наиболее выигрышные за последние пятнадцать лет. Но прежде чем переступить порог этой организации, нелишне учесть опыт своих ближайших соседей.

— На украинский рынок более свободно пошел импортный товар, что, в отсутствие собственных регламентов и ГОСТов, адаптированных к международным стандартам, подрывает конкурентоспособность украинских производителей сельскохозяйственной продукции, — сообщил депутат Госдумы России, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Виктор Семенов. — Такая улица с односторонним движением может привести к искусственному банкротству национальных предприятий.

Стоит добавить, что система технического регулирования хромает на обе ноги не только на Украине. За четыре года действия соответствующего закона в России были приняты только два техрегламента — о выбросах вредных веществ автомобильным транспортом и об автомобильном бензине и дизтопливе.

А ведь одних только ГОСТов, которые подлежат замене регламентами, 24 тысячи. До 1 июля 2010 года (конечный срок реализации закона) явно не успеем управиться.

— Закон о техническом регулировании — один из самых прогрессивных. Но если мы будем принимать регламенты такими темпами, нам потребуется около 70 лет! — считает Сергей Шнейдер.

Тем не менее все попытки сдвинуть эту проблему с мертвой точки пока что терпят фиаско. Например, в мае 2007 года были приняты поправки к Федеральному закону «О техническом регулировании». Главная идея этого документа состояла в том, чтобы громоздкую процедуру «издания» регламентов в виде федеральных законов дополнить упрощенным вариантом — через постановления правительства. Кроме того, был составлен и утвержден перечень из 17 приоритетных регламентов (в том числе — касающихся безопасности пищевых продуктов и их упаковки), которые в обязательном порядке должны появиться в России до 2010 года. Но следом выясняется (об этом заявил недавно глава РСПП Александр Шохин), что нужны еще Федеральный закон «О стандартизации», поправки в Налоговый кодекс… Такими кругами можно ходить еще две пятилетки. А в ВТО будем вступать уже через год…

Без регламентов никак не обойтись. По данным Ростехрегулирования, наши стандарты соответствуют мировым примерно на 35-40%. Таким образом, у России нет иного выбора, кроме как адаптировать свое техническое законодательство к нормам, принятым в развитых странах.

Тромбы и риски

Однако как бы ни была важна законодательная работа, ею далеко не исчерпывается подготовка к вступлению в ВТО. У нас все еще относительно высокий уровень бедности населения и слишком низкий уровень производительности труда (в промышленности, например, в 4 раза меньше, чем в странах ЕС).

По объему иностранных инвестиций в расчете на душу населения Россия находится на одном из последних мест в мире. По объему прямых иностранных инвестиций — сильно отстает от Чехии, Венгрии, Украины. С такими показателями в ВТО делать нечего, страна не сможет совершить рывок в развитии экономики, окажется на обочине.

Только устранив административные барьеры и обуздав коррупцию, Россия вправе рассчитывать на приток иностранного капитала. Однако еще одним серьезным препятствием для инвесторов является слаборазвитая инфраструктура, которая к тому же еще и сильно изношена. По образному определению Сергея Шнейдера, «у нас, скорее, сформировалась инфраструктура тромбов».

Что это значит, нагляднее всего иллюстрирует состояние туристической отрасли в ЮФО. С одной стороны, великолепный потенциал, природно-климатические условия, ничуть не уступающие, скажем, альпийским и средиземноморским курортам. С другой стороны — о потоке туристов пока еще язык не поворачивается говорить, это, скорее, ручеек.

— В Тунисе, к примеру, ежегодно отдыхает более 7 млн человек, — говорит Сергей Шнейдер. — А мы гордимся тем, что в прошлом году привлекли в Ростовскую область 30 тыс. отдыхающих. И так будет, пока мы не построим достойный аэропорт, современные дороги и гостиницы.

Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает и развитие бизнеса в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Иной раз дешевле и быстрее привезти сырье из Москвы и Санкт-Петербурга, чем организовать его регулярную доставку, скажем, из восточных районов Ростовской области или из соседних регионов.

Кроме того, агропромышленный комплекс — наиболее уязвимая и наименее защищенная отрасль, на которой изменения правил игры могут отразиться самым пагубным образом. И это небеспочвенные страхи, а вполне реальная угроза, с которой сталкиваются все «новобранцы» ВТО. Впрочем, у России сегодня есть неоспоримое преимущество.

— Сейчас наше сельское хозяйство — единственная отрасль экономики, имеющая прогнозные правила игры на пять лет вперед, — отметил Виктор Семенов.

— И это может стимулировать инвестиции. К тому же принятая государственная программа развития сельского хозяйства и продовольственного рынка, рассчитанная до 2012 года, в разы увеличивает финансирование аграрного сектора. Это является необходимым условием подготовки к вступлению в ВТО и приближает к уровню поддержки в$9 млрд, о котором пока договорились наши переговорщики.

Туда и обратно

Как известно, самым сложным для новичков является адаптационный период. Легче всего его смогут пережить экспортно ориентированные отрасли и компании. Так их у нас в сельском хозяйстве почти нет. Если не считать зерновых трейдеров. Но и с ними ситуация далеко не однозначная.

— Да, мы вырвались с экспортом зерна на мировой рынок и заняли там место отнюдь не аутсайдера, — заявил Виктор Семенов. — Однако чему тут особо радоваться? Во-первых, мы экспортируем сельскохозяйственное сырье, а в это время огромными партиями везем в страну готовую продукцию: колбасу, мясо, сыр — с очень большой добавленной стоимостью, прибыль от которой остается за рубежом. Во-вторых, благодаря тому, что в других странах (например, в ЕС) зерно оценивают не по клейковине, как у нас, а по содержанию протеина, даже фуражная пшеница четвертого класса с успехом идет за рубеж как продовольственная. За 2007-2008 сельскохозяйственный год мы экспортировали около 16 млн т, оставив для своих нужд около 2 млн запаса. А нужно раза в три больше. Так что в мае животноводству, которому дали через национальный проект зеленый свет и мощный толчок, может элементарно не хватить кормов.

— За прошлый год рост производства свинины составил почти 20%, — добавляет Виктор Семенов. — Три года подряд птицеводы дают прирост до 18%. А чем же кормить увеличивающееся стадо? Полагаю, мы сейчас срочно должны (до вступления в ВТО) создать интервенционный фонд фуражного зерна. Правительство говорило раньше, что денег на это нет.

Сейчас они появились. Если мы хотим продолжить наметившиеся положительные тенденции по животноводству (самой трудно возобновляемой, инерционной отрасли), сделать это нужно уже нынешней весной.

Опасения депутата Госдумы небеспочвенны. По информации гендиректора аналитической компании «СовЭкон» Андрея Сизова, в конце февраля прошлого года прирост продукции в свиноводстве составил 16%, а сейчас скатился до 3%. Выходит, поголовье нарастили, но как поддержать его — не продумали.

— Когда нет определенного плана действий, ошибочно вытаскивать отдельное звено, — убежден специалист.

А что уж говорить о растениеводстве, которое пока не получило такой финансовой подпитки, как животноводство?

— Кубань импортирует 49% потребляемого продовольствия. И это житница России! — с горечью восклицает председатель ТПП Выселковского района Краснодарского края Николай Теплухин. — А местные яблоки оказываются дороже, чем бананы, привезенные через три моря. Потому что наши технологии энерго- и трудозатратны. Как говорится, один с сошкой, семеро с ложкой. Ясно, какая тут себестоимость…

Нужны светлые головы

Как всякая активно развивающаяся отрасль, сельское хозяйство страны все острее ощущает нехватку квалифицированных кадров.

— И никакие инвестиции нам не помогут, — предупреждает заместитель руководителя аппарата координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО Александр Потеряхин. — Потому что принимать эти инвестиции у нас некому. Кроме тех ста лучших предприятий отрасли, которые постоянно присутствуют в рейтингах, кто у нас еще есть? Вот ведь караул! Где взять деньги — не проблема, а вот как правильно их потратить — тут нужны светлые головы…

Кроме того, вступив в ВТО, Россия будет остро нуждаться в специалистах международного торгового права, добавляет Виктор Семенов:

— Кто будет следить за соблюдением правил ВТО на нашей территории? Куда производители будут обращаться за защитой?

В международные юридические институты? Это очень дорогое удовольствие, тем более для сельхозпредприятий, у которых никогда не было особо высоких прибылей. Я специально интересовался опытом китайцев. Прежде чем вступить в ВТО, они 15 лет не только выторговывали себе удобные условия, меняли законодательство, но и готовили экспертов по правилам ВТО.

Они обучили шесть тысяч юристов международного уровня по всем видам торговой деятельности. И нам надо срочно готовить собственные кадры для защиты своих интересов. С неменьшей тревогой относятся к этой проблеме и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). «К сожалению, сегодня даже на уровне исполнительных органов власти ощущается острый дефицит специалистов в области международного права, экономики и международных стандартов финансовой отчетности, — говорится в официальном заявлении организации. — Это предполагает как внесение соответствующих корректив в стандарты высшего образования, так и оказание содействия бизнесу в переподготовке кадров».

Справка «Вестника»

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году для либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. По данным на июль 2007 года, в ВТО состояла 151 страна. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Прогноз развития ЮФО к 2025 году в случае вступления России в ВТО (оптимистический сценарий)

 Прогноз
 Прогноз
Валовый региональный продукт (ВРП)рост в 3,6 раза 
Доходы населения рост в 4,6 раза 
Необходимые совокупные инвестиции в развитие региона$ 520 млрд (рост в 4,8 раза)

Источник: Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ)

Плюсы и минусы вступления в ВТО

Благоприятные факторы для развития экономики ЮФОНеблагоприятные факторы для развития экономики ЮФО
Благоприятные факторы для развития экономики ЮФОНеблагоприятные факторы для развития экономики ЮФО
Природно-климатические ресурсыНизкая производительность труда
Географическое положениеСлаборазвитая инфраструктура (инженерная, социальная)
Общественно-культурный потенциал (предприимчивость
населения, высокий уровень образования)
Административные барьеры
Демографический потенциал (за счет кавказских республик)Высокий уровень коррупции


Автор: Ольга Бульбич