ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

  читател€м (4388)
“ќѕ-10: сделано в ё‘ќ (5005)
«”никальный и амбициозный проект» (4843)
Ќикита Ћогвинов  
ќлимп не заметил потери «бойца». ћќ  спокойно отреагировал на кадровые перестановки в корпорации «ќлимпстрой» (4913)
Ќикита Ћогвинов   
¬ладимир Ѕартеньев: «≈сли есть потенциал, глупо его не использовать» (7517)
ћаксим ‘едоров  
«еркало отрасли (4730)
Ћариса Ќикитина   
–оссийский транспорт в международном аспекте (4626)
TRUCK CENTER накроет –оссию сервисной сетью (5444)
ёрий јксюшин  
–оссийский производитель — немецкое качество.  омпани€ «“ранзит-ƒон» развивает продажи контейнеровозов производства GRÜNWALD (5891)
ќт «холодного склада» — к логистическому терминалу. ёжный рынок логистических услуг на пути к качественным изменени€м (7873)
Ћариса Ќикитина   
јвтозагрузка: тенденци€ роста. ¬ ё‘ќ увеличиваетс€ объем внешнеторговых автоперевозок (5224)
Ќаталь€ √ончарова   
ѕарки южного периода (6162)
»рина —крынник   
ћиллионы в дороги. ќбъемы дорожного строительства и ремонта в ƒонецке растут с каждым годом (5378)
Ѕизнес на колесах (4412)
√алина Ўувалова  
20 миллионов на поток (4714)
ћихаил ћартынов  
ѕроблему осилит везущий? –ост цен на √—ћ снижает рентабельность транспортных компаний (6228)
Ќаталь€ √ончароа  
—в€зующее звено (5025)
Ќаталь€ √ончарова  
ѕтицы высокого полета (4908)
ќксана Ћебедева  
”стойчивый бизнес по-русски (6135)
√алина Ўувалова  

 

ёжное взморье.   2015 году порты ё‘ќ должны переваливать более 250 млн. тонн грузов

є 4(18) (2008)
 оличество просмотров: 7005
¬ерси€ дл€ печати


ќдна из основных составл€ющих социально-экономического роста не только ёжного федерального округа, но и всей страны — развитие южнороссийских портов. —ейчас работающие в них стивидорные компании перерабатывают 35% всего отечественного грузооборота и треть нефтеэкспорта.

ѕо прогнозам –осморречфлота, к 2015 г. суммарный грузооборот стивидорных компаний региона должен увеличитьс€ на 100 млн. т и превысить 250 млн. т.

 убанские большегрузы

ѕо данным федерального агентства морского и речного транспорта (–осморречфлот), разрабатываема€ ‘÷ѕ «–азвитие транспортной системы –оссии на 2010–2015 гг.» предполагает увеличение пропускной способности портов ёга –оссии как минимум до 250 млн. т грузов. ƒл€ сравнени€: портами јзово-„ерноморского бассейна в 2007 г. переработано более 152 млн. т грузов.

ќсновные портовые мощности ё‘ќ сосредоточены в  раснодарском крае.  рупнейшие морские порты Ќовороссийск и “уапсе обрабатывают суда грузоподъемностью до 150 тыс. т и 70 тыс. т соответственно, обеспечивают перевалку более 135 млн. т внешнеторговых и транзитных грузов, обслужива€ треть российского нефтеэкспорта. но этим компании не ограничиваютс€. “ак, в ближайшие годы собственники ќјќ «Ќовороссийский морской торговый порт» (Ќћ“ѕ) рассчитывают значительно увеличить свои мощности и готовы инвестировать на это $700 млн.. в прошлом году порт уже прирос специализированным комплексом по перевалке бункеровочного топлива проектной мощностью 648 тыс. т мазута и дизтоплива в год (стоимость проекта оцениваетс€ в$80 млн.), завершаетс€ строительство зернового терминала с пропускной способностью 3,5 млн. т в год ($81,3 млн.).

 ак по€снил «¬естнику» вице-президент по корпоративным финансам и св€з€м с инвесторами Ќћ“ѕ јлександр –ыбин, в 2007 г. контейнерные терминалы порта и его «дочек» перевалили 261 тыс. TEU (в 2006 г. — 167 тыс. TEU). ¬ течение ближайших 3–4 лет контейнерные мощности увеличатс€ до 1,1–1,3 млн. TEU, при этом общий грузооборот компании к 2012 г. достигнет 112 млн. т.

ћасштабные планы и в порту “уапсе. ”же начаты подготовительные работы по строительству балкерного терминала дл€ перевалки 3 млн. т минеральных удобрений, в который пор€дка $60 млн. намерен инвестировать «≈врохим».   тому же –осморречфлот в марте выдал разрешение на строительство зернового терминала годовой мощностью 2 млн. т, также разработана утверждаема€ часть проекта строительства причала №1а дл€ приема танкеров дедвейтом 80 тыс. т.  ак по€снили «¬естнику», в порту “уапсе с 2008 г. после проведени€ дноуглубительных работ причалы ќјќ «“уапсинский морской торговый порт» (“ћ“ѕ) начали приемку судов дедвейтом до 90 тыс. тонн с осадкой до 12 м (прежде — 9,75 м), что должно привести к заметному увеличению грузооборота порта. ѕо словам главы –осморречфлота јлександра ƒавыденко, уже к 2010 г. “уапсе нарастит перевалку до 35, а к 2015 г. — до 41 млн. т.

»ран обозначил интересы

 аспийские морские порты региональные стратеги планируют развивать с упором на астраханскую ќлю и дагестанскую ћахачкалу. јстраханский губернатор јлександр ∆илкин уверен, что развитие портов ќл€ и ћахачкала позволит контролировать 36% торгового потока на  аспии (сейчас всего 16%). ѕорт ќл€ создавалс€ как главные «восточные морские ворота» дл€ стран —реднего ¬остока и »ндии и стратегический пункт в международном транспортном коридоре «—евер-ёг».

—ейчас мощности порта составл€ют 2,5 млн. т. ѕравда, реальный грузооборот гораздо скромнее: по некоторым данным, ќл€ принимает 660 тыс. т. но по плану к 2010 г. порт должен переваливать не менее 4 млн. т грузов ежегодно, а затем, возможно, разовьет грузооборот до 30 млн. т. ожидаетс€, что инвестиции в расширение мощностей ќли до 2009 г. состав€т $300,7 млн. Ќе исключено, что в финансовый пул войдут не только российские компании: по утверждению замминистра дорог и транспорта — директора организации портов и судоходства »рана “ахери јли, его страна готова поучаствовать финансово в развитии инфраструктуры порта ќл€.

ѕравда, в стратегическом планировании существуют серьезные проблемы, считают эксперты. ƒело в том, что 87% экспорта по этому транспортному коридору идет на »ран, и 70% этого объема — прокат черных металлов. “ем временем »ран развивает собственную сталелитейную и металлургическую промышленность, на ближайшие 7 лет у страны есть цель — прекратить импорт металла и самому стать экспортером. ѕоэтому в насто€щий момент стратегам логичнее было бы озаботитьс€ не расширением мощностей ќли, а его диверсификацией. —кажем, на лес и бумагу, которых в »ране не производ€т.

¬торой по значению на  аспии — порт ћахачкала, в его реконструкцию и развитие с 2000 г. уже вложено более 1,9 млрд. руб., 65% из которых бюджетные средства. ¬ведены в эксплуатацию два нефтепирса суммарной перегрузочной мощностью 7 млн. т нефти и нефтепродуктов в год, перва€ очередь железнодорожной паромной переправы, автомобильна€ паромна€ переправа, зерновой комплекс и система управлени€ движением судов.

 стати, и здесь интерес к порту уже обозначила иранска€ сторона: персы не против создать совместную компанию по транспортировке нефти из –оссии крупнотоннажным флотом, установке оборудовани€ и прокладке трубы по дну мор€ дл€ перекачки нефти на большегрузные танкеры, реконструкции терминалов дл€ хранени€ нефти. ѕо информации иранской стороны, в стране уже строитс€ завод по переработке российской нефти.  роме того, »ран хотел бы также развивать контейнерные перевозки и перевозки автомобилей в –оссию через порт ћахачкалу.

ƒействующа€ ‘÷ѕ «ћодернизаци€ транспортной системы –оссии» предполагает, что к 2010 г. перегрузочные комплексы порта смогут обрабатывать по сухогрузной гавани 5 млн. т, по нефтеналивной гавани — 10 млн. т в год. ќднако сейчас из-за эксплуатации и подъема уровн€ мор€ гидротехнические сооружени€ порта пришли в неудовлетворительное техническое состо€ние, нар€ду со снижением внутренних и внешнеторговых транспортно-экономических св€зей это привело к резкому падению грузооборота. Ѕез решени€ вопросов портовой инфраструктуры радужные перспективы ћахачкалы бессмысленны.

јзовские и донские перспективы

ћелководное јовское море — особа€ проблема портовиков. ѕорты “аганрога, јзова, ≈йска, “емрюка при самой активной работе по собственному развитию без дорогосто€щих дноуглубительных работ не смогут принимать суда дедвейтом более 5 тыс. т. тем не менее к 2015 г. они намерены нарастить грузооборот до 4–4,5 млн. т в год каждый.

ѕочти вдвое должны вырасти мощности порта  авказ — до 12 млн. т. «десь јзовска€ транспортна€ компани€ намерена строить новый грузовой район дл€ приемки универсальных сухогрузов и автопаромов, перевалки генеральных и навалочных грузов. ќбъем инвестиций в проект оцениваетс€ в 2,6 млрд. руб. ≈ще одной составл€ющей стратегического развити€ €вл€етс€ строительство принципиально нового порта “амань на мысе ∆елезный рог. ѕредполагаетс€, что с выходом на проектную мощность он сможет принимать не менее 30 млн. т наливных и 3,5 млн. т сухих грузов ежегодно, став одним из крупнейших инвестиционных проектов региона (свыше 50 млрд. руб.). ѕо утверждению руководства –осморречфлота, в перспективе к 2020–2025 гг. мощности “амани должны достигнуть 70 млн. т.

ј главные «речные» надежды св€заны со строительством в –остове-на-ƒону универсального порта мощностью переработки до 15 млн. т грузов в год. ѕо утверждению одного из совладельцев компании «јзово-ƒонское пароходство» (владеет «јќ «–остовский универсальный порт») ‘едора Ўвалева, под проект уже приобретены земельные участки и портовый комплекс мощностью 1 млн. т в год, начинаетс€ реализаци€ второго этапа — строительство второго грузового района. ¬ него войдет контейнерный терминал мощностью 200 000 TEU в год, терминал по переработке генеральных грузов и металлопроката грузооборотом 3 млн. т в год, два логистических центра площадью 10 тыс. кв. м каждый. ќжидаетс€, что к 2010 году порт сможет переваливать до 5 млн. т в год.

“ретьим этапом (к нему компани€ намерена приступить в 2009 г.) станет мультимодальный портовый терминал мощностью до 10 млн. т в год, в который войдут комплексы по перегрузке леса, навалочных грузов и металлопроката, второй контейнерный терминал мощностью 350 000 TEU в год, логистический комплекс площадью 150 тыс. кв. м и промышленно-индустриальный технопарк. ѕо утверждению Ўвалева, к 2012 г. мощность порта составит 15 млн. т в год, объем инвестиций в основные объекты — 6 млрд. руб.

«агрузить мощности будущего универсального порта предполагаетс€ за счет развити€ производства на донских металлургических предпри€ти€х, таких как –Ёћ«, Ѕ ћѕќ и —“ј —. ¬прочем, эксперты сомневаютс€, что отправители такого количества грузов будут найдены: не исключен вариант, что построенные мощности будут эксплуатироватьс€ не более чем на 20–30%.

ћнение экспертов

√лава ‘едерального агентства морского и речного транспорта (–осморречфлот) јлександр ƒавыденко:

— Ќа долю портов ё‘ќ приходитс€ треть от общего объема перевалки грузов в –оссии, который в минувшем году составил 451 млн. т. –ост грузопотоков, неизбежное усиление транспортной нагрузки в направлении —очи стали причиной огромного внимани€, которое сегодн€ удел€етс€ ёгу –оссии со стороны ѕравительства –‘. ќсобое внимание будет уделено —очи: реконструированный грузовой терминал —очинского порта и 2 вспомогательных грузовых района в усть€х рек позвол€т обеспечить доставку олимпийских грузов.

ѕортопункты јдлер, ’оста и Ћоо будут реконструированы дл€ пассажирских перевозок, всего на участке јдлер — “уапсе планируетс€ создание 15 таких портопунктов.  огда начнетс€ реконструкци€ автомобильной и железной дорог, положение облегчит именно морской транспорт. ћорска€ инфраструктура в принципе готова начать перевалку олимпийских грузов. ќценива€ ситуацию с азово-черноморскими грузоперевозками в целом, хочетс€ остановитьс€ на двух принципиально важных моментах. ¬о-первых, необходимости ускоренного наращивани€ объемов контейнерных перевозок (к 2010 г. объем контейнеризированных грузов должен составить 1–1,5 млн. т).

¬торым немаловажным направлением должно стать создание 15-процентного резерва транспортных мощностей в регионе. » порты необходимо строить с учетом этого. “аким резервом может стать создание нового порта на “аманском полуострове, который позволит не только решить проблему дефицита перевалочных мощностей, но и будет играть роль своеобразного порта-убежища дл€ судов на случай непогоды. Ќеобходимость в такого рода убежищах нагл€дно продемонстрировала недавн€€ авари€ в  ерченском проливе, ответственность за которую несут судовладельцы, нарушившие услови€ безопасного мореплавани€.

Ќачальник отдела мониторинга международных проектов ‘√” «ƒирекци€ госзаказчика программы развити€ морского транспорта» –оман ћежлум€н:

— ќбъем перевалки российских внешнеторговых грузов в морских портах ”краины в 2007 г. существенно вырос по сравнению с 2006 г. ёжнороссийские порты тер€ют грузы уже третий год подр€д. “ак, в 2004 г. ”краина переработала примерно 22 млн. т российских транзитных грузов, а в 2007-м эта цифра увеличилась до 51,6 млн. т. ¬ то же врем€ дол€ портов јзово-„ерноморского бассейна –оссии в объеме перевалки в целом по –оссии уменьшилась с 40% до 33,1%. ѕри этом общий грузооборот портов региона три года не показывает существенного роста, остановившись на отметке примерно в 150 млн. т. ѕереломить данную негативную тенденцию сможет продуманное строительство на ёге –оссии специализированных терминалов: зерновых, контейнерных, паромных, нефт€ных и LPG.


јвтор: ёрий јксюшин

 

††