Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4486)
ТОП-10: сделано в ЮФО (5106)
«Уникальный и амбициозный проект» (4936)
Никита Логвинов  
Олимп не заметил потери «бойца». МОК спокойно отреагировал на кадровые перестановки в корпорации «Олимпстрой» (5014)
Никита Логвинов   
Зеркало отрасли (4820)
Лариса Никитина   
Российский транспорт в международном аспекте (4710)
TRUCK CENTER накроет Россию сервисной сетью (5548)
Юрий Аксюшин  
Южное взморье. К 2015 году порты ЮФО должны переваливать более 250 млн. тонн грузов (7113)
Юрий Аксюшин   
Российский производитель — немецкое качество. Компания «Транзит-Дон» развивает продажи контейнеровозов производства GRÜNWALD (5980)
От «холодного склада» — к логистическому терминалу. Южный рынок логистических услуг на пути к качественным изменениям (7991)
Лариса Никитина   
Автозагрузка: тенденция роста. В ЮФО увеличивается объем внешнеторговых автоперевозок (5319)
Наталья Гончарова   
Парки южного периода (6267)
Ирина Скрынник   
Миллионы в дороги. Объемы дорожного строительства и ремонта в Донецке растут с каждым годом (5468)
Бизнес на колесах (4488)
Галина Шувалова  
20 миллионов на поток (4802)
Михаил Мартынов  
Проблему осилит везущий? Рост цен на ГСМ снижает рентабельность транспортных компаний (6336)
Наталья Гончароа  
Связующее звено (5126)
Наталья Гончарова  
Птицы высокого полета (4983)
Оксана Лебедева  
Устойчивый бизнес по-русски (6218)
Галина Шувалова  

 

Владимир Бартеньев: «Если есть потенциал, глупо его не использовать»

№ 4(18) (2008)
Количество просмотров: 7651
Версия для печати


Новый министр экономики Дона — о приоритетах социально-экономического развития до 2020 года, формировании промышленных зон, решении проблемы инфраструктурных ограничений, перспективах «Азов-Сити», эффективности использования кадровых ресурсов, о создании региональной Корпорации развития.

— Владимир Петрович, вы уже работали в администрации Ростовской области: являлись заместителем министра промышленности. В прошлом году вы стали топ-менеджером — возглавили ОАО «Красный котельщик», а месяц назад были назначены руководителем регионального минэкономики. Чем вас привлекло предложение вернуться в исполнительную власть?

— Работа в администрации, и в частности в министерстве экономики, которое во многом является координатором социально-экономического развития региона, очень многогранна, связана с решением огромного комплекса задач. Она интересна для людей, имеющих определенный опыт, навыки, знания…

Когда поступило предложение — я думал. Если честно — недолго. Еще один серьезный аргумент «за» — работать мне предстоит под руководством Сергея Назарова (заместителя губернатора, курирующего теперь не только промышленность, но и экономику. — Прим. «Вестника»), с которым достаточно долго работал во время прошлого моего прихода в администрацию области.

— И какие перед вами поставлены задачи?

— Задачи — достаточно серьезные: они вытекают из Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. Задачи проранжированы. Первая — преодоление инфраструктурных ограничений, которые являются сдерживающим фактором как для развития существующих предприятий, так и для строительства новых. Вторая — формирование зон экономического развития.

Особое внимание предложено уделить развитию игорной зоны. Это достаточно специфическая отрасль экономики. Столь масштабного проекта — фактически федерального уровня — у нас нет. Стратегическая задача — дальнейшее совершенствование инструментов прогнозирования донской экономики, формирование инвестиционных программ.

— К вопросу о Стратегии. В прошлом году, будучи еще заместителем министра промышленности и выступая на публичных слушаниях, вы подвергли этот документ резкой критике как не отражающий донскую специфику. Сегодня вы настроены так же категорично?

— На публичных слушаниях был представлен достаточно сырой документ, больше походивший на научный труд. Итоговый документ, принятый Законодательным собранием осенью 2007 года, принципиально другой. Над ним поработали отраслевые министерства, внеся долю реализма, привязки к Дону. В Стратегии четко прописаны риски, с которыми может столкнуться регион по мере своего развития; дана оценка рынков, на которых работают ключевые наши предприятия. Стратегия имеет абсолютно реалистичные черты. Однако необходимо формирование подобных документов на местном уровне. Пока общеобластная Стратегия не будет доведена до каждого муниципального поселения и там не поймут всю ее значимость, она будет пробуксовывать в своей реализации.

— Сегодня многие ли муниципальные образования Дона имеют собственные стратегии?

— Буквально перед новым 2008 годом была принята стратегия развития Октябрьского сельского района. Сейчас идет разработка стратегий в Неклиновском и Каменском районах. Мы ставим задачу, чтобы стратегии были во всех территориях.

— Как долго этого ждать?

— Местные стратегии должны были быть приняты еще вчера. В лучшем случае — одновременно с областной Стратегией. Каждый муниципалитет должен знать, как будет развиваться, на чем специализироваться.

— Возможны ли корректировки Стратегии?

— По ходу реализации — да. Но сейчас это целостный, комплексный документ.

— Инвестиционные ориентиры минэкономики Ростовской области сохранятся?

— Ростовская область остается инвестиционно ориентированной. Наше инвестиционное законодательство действует не один год. Последний документ — закон об экономических зонах. Предполагается не хаотичное размещение производств, а планомерное развитие территорий, которые нуждаются в привлечении инвестиционных ресурсов. И субъект готов взять на себя все траты, связанные с инфраструктурой.

В Новоалександровской промзоне, которая заполняется резидентами наиболее динамично, разместятся молкомбинат «Юнимилк», заводы по выпуску безалкогольных напитков «Кока-Кола» и «Биола», производство алюминиевой банки «Болл», комбинат специализированных жиров и маргарина «Астон».

В Южно-Батайской промзоне строится мясоперерабатывающий завод «Тавр». Решается вопрос о локализации логистических объектов «Евразия Логистик», «Евросиб-Девелопмент».

Юго-Восточная Азовская промзона — это производство соленых закусок «ПепсиКо», стекольные заводы «ЭйджиСи Флэт Гласс» и «Кристалл-Гласс». Ведутся также переговоры о размещении завода по производству печатных плат «Связь-Инжиниринг».

В Октябрьской промзоне помимо расширения действующего птицеводческого комплекса ООО «Евродон» будут построены заводы по производству сэндвич-панелей, горячей оцинковки и металлоконструкций «Металл-Дон», заводы кровельного битума и кровельных материалов «Топрол-Юг».

Но мы не ограничиваемся только промышленным сектором. Речь идет о привлечении инвестиций во все сегменты экономики Дона. Продолжается работа по локализации крупноформатных торговых сетей, причем не только в Ростове, но и в других городах области. Серьезное внимание уделяется развитию туризма: его потенциал недооценен…

— Многие из перечисленных проектов сталкиваются либо еще столкнутся с проблемой инфраструктурных ограничений. У вас есть рецепт ее решения?

— Обеспечить новые производства инфраструктурой — задача любого субъекта. Но сделать это только за счет регионального бюджета сложно. Необходимо привлекать, во-первых, средства Инвестиционного фонда. У нас уже есть определенные успехи — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» получит финансирование из Инвестфонда в размере 5,13 миллиарда рублей. Однако важно, чтобы средства выделялись не только на проекты стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но и на те, которые не столь значимы для России, но чрезвычайно важны для региона. Это могут быть проекты стоимостью от 500 млн. рублей. В настоящее время это — тема обсуждения с Минрегионразвития.

Второе направление — сотрудничество с Корпорацией развития «Внешэкономбанк». Прорабатывается возможность создания Корпорации развития Ростовской области с привлечением ресурсов Внешэкономбанка. В ближайшее время мы перейдем к обсуждению деталей.

— Ваш предшественник на посту министра экономики Виктор Дерябкин заявил недавно издательскому дому «МедиаЮг» о том, что в работе по привлечению инвестиций не стоит делать ставку исключительно на агентство инвестиционного развития (АИР). По его мнению, разумно привлекать и другие компании, которые могли бы работать на хозрасчете. Как вам такая идея?

— Целиком и полностью согласен. На момент принятия Концепции инвестиционной привлекательности Ростовской области создание АИРа было суперпрогрессивным и инновационным шагом. Таких агентств в России тогда и не было. За годы, что АИР работает в сотрудничестве с областной администрацией, оно не просто показало свою состоятельность, а стало действенным инструментом привлечения в регион инвестиций. Львиная доля проектов, стартовавших либо стартующих на Дону, — заслуга именно АИРа. Многие субъекты, в том числе в ЮФО, начинают работать по аналогичной схеме.

Однако ничто не вечно. Мы должны не радоваться успехам, а совершенствовать систему. Возможно, следует пойти по пути придания АИРу дополнительных функций — некоей структуры корпоративного развития. Кроме того, необходимо расширять список предприятий и организаций, которые осуществляют схожие услуги. Если есть потенциал, глупо его не использовать.

— Один из приоритетов минэкономики — особая игорная зона «Азов-Сити». Работа по ее созданию уже начата, хотя то и дело звучат призывы отсрочить реализацию данного проекта либо вовсе перенести его в другое место. Вы уже успели составить свое мнение о перспективах «Азов-Сити»?

— Мне импонирует подход к решению вопроса, который имеет место в Ростовской области. Можно выдвигать любые теории, любые концепции — и все они внимательно изучаются, взвешиваются с точки зрения эффективности. Но когда решение принято — ему надо следовать. Все разговоры на тему «рано или поздно», «давайте перенесем» только вредят делу, потому что создают нездоровую атмосферу вокруг проекта и отпугивают потенциальных инвесторов.

У Ростовской области есть все резервы, чтобы реализовать проект «Азов-Сити». На первом этапе определены 24 гектара, которые разбиты на 16 участков по полтора гектара. Здесь предполагается единовременное размещение до 000 человек. Земля из сельскохозяйственного назначения уже переведена в промышленное. Летом будет объявлен конкурс по ее продаже. Если с игорной зоной возникнут проблемы — мы первыми начнем о них говорить.

— После работы на «Красном котельщике» у вас изменились взгляды на стимулирование инвесторов?

— Конечно. Взгляд из кабинета администрации — это одно, из кабинета директора предприятия — другое. Опыт, который удалось приобрести на «Красном котельщике», позволил взглянуть на некоторые вопросы новыми глазами. Например, отношение к людям как к основному ресурсу. Многие донские предприятия, созданные давно, строились на одних технологических принципах, предполагали выпуск определенных объемов продукции, были поставлены в определенные рамки функционирования…

Сейчас все меняется кардинальным образом. Таганрог, где расположен «Красный котельщик», занимает первое или второе место в стране по объемам производства на душу населения. Естественно, в городе возникла суперконкуренция за кадры. Строительство ТагАЗа, дальнейшее развитие существующих предприятий только обострили проблему.

Можно привлекать квалифицированные кадры либо из-за рубежа, что дорого, либо из сельской местности, как в советские времена, а можно эффективно использовать имеющиеся ресурсы. На «Красном котельщике» мы запустили проект бережливого производства. Специалисты ездили учиться на Горьковский автозавод. При новой модели в одном цехе из 72 человек осталось 43. Удалось высвободить людей, которых не хватало на других производствах.

Разумно было бы действовать через призму эффективности использования кадровых ресурсов и в масштабах всей Ростовской области.

Справка «Вестника»

Владимир Бартеньев родился 8 сентября 1969 г. С отличием окончил экономический факультет РГУ по специальности «политическая экономия». Трудовую деятельность начал с должности инспектора Государственной налоговой инспекции по Ростову-на-Дону. Прошел путь до начальника отдела местных налогов и прочих доходов.
С 1997 г. по 2000 г. — председатель комитета финансов администрации Ростова-на-Дону.
В 2000 г. заочно получил специальность «топ-менеджер» в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
С 2000 г. — в министерстве промышленности, торговли, транспорта, связи, дорожного комплекса Ростовской области в должности заместителя министра — начальника управления по координации работы предприятий промышленности, транспорта и связи. Занимал пост первого заместителя министра промышленности, торговли, транспорта, связи, дорожного комплекса. После реорганизации министерства в 2003 г. — первый заместитель министра промышленности, энергетики и природных ресурсов. В 2007 г. — заместитель министра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности.
С апреля 2007 г. по апрель 2008 г. — генеральный директор ОАО «Красный котельщик».
7 апреля 2008 г. указом губернатора Владимира Чуба назначен министром экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.
Кандидат экономических наук. Женат, воспитывает дочь.

Молодой и амбициозный

Представители исполнительной и законодательной власти, бизнесмены, политологи — о назначении Владимира Бартеньева министром экономики Ростовской области.

Александра Штаерт, руководитель департамента по связям с общественностью ОАО «ЭМАльянс»: «Это — доверие губернатора»

— Руководство «ЭМАльянса» (в его состав входит ОАО «Красный котельщик». — Прим. «Вестника») высоко оценило работу Владимира Бартеньева в должности генерального директора таганрогского завода. За год его работы предприятие не только подтвердило статус флагмана отечественного энергомашиностроения, но и улучшило экономические показатели. Назначение Бартеньева в администрацию Ростовской области демонстрирует доверие губернатора к топ-менеджменту «ЭМАльянса». Независимо от новой должности он остается в составе совета директоров «Красного котельщика».

Владимир Катальников, председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту: «Его потенциал будет полезен»

— У Владимира Бартеньева есть опыт работы и в исполнительной власти, и на производстве. Поэтому его потенциал будет полезен при решении социально-экономических задач Ростовской области. Принята Стратегия развития региона до 2020 года. Приоритетными вопросами для минэкономики и лично Бартеньева станут проблемы инфраструктурных ограничений, создания благоприятного инвестиционного климата. Должна действовать политика «заманивания». Нужно «подсматривать» успехи в других субъектах, трансформировать их и совершенствовать применительно к нашей области…

Один из аспектов — работа в «один коридор». Благодаря как раз Бартеньеву и Назарову мы согласовали проект Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗа. — Прим. «Вестника») чуть более чем за 30 дней, хотя обычно на это тратилось полтора года. Когда власть способствует бизнесу в улаживании сложных бюрократических вопросов, тогда есть результаты. РЭМЗ уже плавит сталь.

Сергей Назаров, заместитель губернатора Ростовской области: «Он может детально анализировать»

— Владимир Бартеньев — молодой, достаточно амбициозный. Может детально анализировать проблемы и делать соответствующие выводы. На мой взгляд, это самое главное. Хорошей школой для Бартеньева стала работа на «Красном котельщике» — он посмотрел, как производственные вопросы решаются на практике. Приоритетным для минэкономики останется инвестиционный аспект. Весьма актуальное направление с точки зрения «точек роста» — зоны экономического развития: промышленные, туристско-рекреационные.

Для успешного решения экономических проблем в целом, на мой взгляд, нужно серьезно проанализировать налогооблагаемую базу в Ростовской области. Повысив достоверность прогноза, можно будет консолидировать усилия для пополнения регионального бюджета. Думаю, это базовый вопрос.

Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»: «Преемственность сохранится»

— Думаю, при назначении Владимира Бартеньева помимо его опыта работы в администрации области свою роль сыграло и директорство на «Красном котельщике». Поработав там, он приобрел опыт реального производства, понимания современных бизнес-процессов. Кстати, такой опыт был и у Виктора Дерябкина (прежнего главы минэкономики. — Прим. «Вестника»), и у Анны Палагиной (нынешнего заместителя главы.— Прим. «Вестника»), когда они приходили в министерство.

Среди других факторов — близость к Сергею Назарову и нежелание делать министром экономики кого-либо из его замов. Изменится ли стиль руководства министерством? Не думаю, что будут большие изменения. Уже хотя бы потому, что у нас — прежний губернатор. Преемственность в работе министерства также обязательно сохранится, но возможен большой крен в сторону вопросов развития промышленного потенциала региона.


Автор: Максим Федоров