ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ѕерва€ региональна€ конференци€ рекламного бизнеса «–екламна€ индустри€ 2008. “енденции. ѕрогнозы. ѕрактика» (5638)
“ќѕ-10: сделано в ё‘ќ (5427)
¬стречают по проекту, провожают по контракту (6186)
√алина Ўувалова  
«–оссии присуща инновационна€ логика…» (5593)
√алина Ўувалова  
Ќаграды –остовской области на VIII ћосковском международном форуме инноваций и инвестиций (6978)
¬иктор ƒер€бкин, председатель «аконодательного собрани€ –остовской области: «ћы должны перехватить инициативу у соседей» (6278)
ћаксим ‘едоров  
Ёнергичный подход (5657)
Ћеонид ћинаев  
 аменный бизнес (5249)
ёрий јксюшин  
¬ладимир  н€гинин, директор ÷ентра стратегических разработок «—еверо-«апад»: «ёг перспективен с точки зрени€ инвестиций» (7135)
ћаксим ‘едоров  
“уристско-игорный микс. Ёксперты сделали ставку на создание рекреации (5348)
ќксана Ћебедева  
Ѕанки-2008: региональна€ экспанси€ федералов (7177)
≈катерина ћинакова  
«ƒон- онсультант» 10 лет поддерживает бухгалтеров (5349)
ѕервый аутсорсинговый (5667)
√алина Ўувалова  
«‘абрика звезд» дл€ бизнеса (4562)
≈катерина ћинакова  
–ынок наружной рекламы начал формироватьс€ по новым правилам (4414)
— улиц — долой, из бюджета — вон?.. (5711)
≈катерина ћинакова  
—трого на юг… двигаютс€ федеральные аптечные сети (8209)
√алина Ўувалова  
√осзаказ приносит прибыль (5308)
ѕетр —ергеев  
ќћ— — это экономика сегодн€шнего здравоохранени€ (7692)

 

ƒобровольное эффективнее об€зательного?

є 3(17) (2008)
 оличество просмотров: 5456
¬ерси€ дл€ печати


–еформа здравоохранени€ предполагает совместить системы добровольного и об€зательного страховани€ дл€ улучшени€ качества оказани€ медицинских услуг.

ƒл€ реализации государственной политики в сфере об€зательного медицинского страховани€ создаютс€ федеральный и территориальные фонды ќћ— как самосто€тельные некоммерческие финансово-кредитные учреждени€. ƒостигнуть выполнени€ поставленных задач помогает большой выбор возможных подходов к финансированию, организации и оказанию медицинской помощи.

ѕо мнению экспертов, современный рынок медицинских услуг представл€ет собой целый р€д взаимосв€занных субъектов. Ќесмотр€ на то, что врачи определ€ют потребности пациента, сами производ€т и продают медицинские услуги, контролируют их достаточность и качество, специалисты отмечают необходимость в третьей стороне, взаимодействующей между медучреждени€ми и пациентом, — страховой медицинской организации.

ќсновна€ ее задача заключаетс€ в обеспечении и защите прав застрахованных граждан на получение медицинской помощи по объему, качеству и на услови€х, гарантированных государством.

— —истема об€зательного медицинского страховани€ (ќћ—) призвана обеспечивать бесплатное предоставление медицинской помощи гражданам в пределах базовой программы ќћ— — подавл€ющего числа видов амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, — комментирует менеджер страховой компании ќјќ «¬— » ¬ера  овалева.

ƒл€ большинства людей, с точки зрени€ специалистов, представление о системе об€зательного медицинского страховани€ сводитс€ лишь к получению полиса. » редко кто задумываетс€ о том, что застрахованный попадает под защиту страховой компании, а качество работы стационаров и поликлиник, в которые они обращаютс€, находитс€ под посто€нным контролем.

— —истематически, два раза в год, в лечебных учреждени€х –остова и области провод€тс€ проверки соответстви€ медицинской помощи застрахованным стандартам диагностики и лечени€, — рассказывает заместитель директора страховой компании «ћј —-ћ» ≈лена ѕахарина. — “арифным соглашением, подписанным администрацией области, јссоциацией страховщиков и ƒонской ассоциацией врачей утверждено ѕоложение о медико-экономическом контроле и экспертизе качества медицинской помощи в системе об€зательного медицинского страховани€ –остовской области.

ѕоложение определ€ет конкретное содержание и механизмы реализации ответственности, которую несут медицинские учреждени€ по итогам экспертизы.

»гроки страхового бизнеса отмечают: пациент, не будучи осведомленным о собственных правах, не может четко выстроить свою позицию при получении медицинских услуг.

» именно поэтому администраци€ области об€зала страховщиков иметь консультативно-диспетчерские центры дл€ работы с обращени€ми граждан и обеспечить наличие своих представителей в каждом лечебно-профилактическом учреждении (Ћѕ”) по вопросам защиты прав застрахованных.

 онсультативно-диспетчерский центр — это уникальна€ справочна€ служба, котора€ раньше была доступна только клиентам ƒћ—, — комментирует ≈лена ѕахарина. — 24 часа в сутки опытные специалисты провод€т консультации. ѕодсказывают застрахованному тактику поведени€ при получении медицинской помощи, разъ€сн€ют, что делать при возникновении конфликтной ситуации, объ€сн€ют пор€док выдачи полисов ќћ—. ј при сомнени€х в качестве лечени€ обеспечивают оперативные проверки подобных случаев опытными экспертами.

»нститут представителей страховщиков в Ћѕ” — структура, не имеюща€ аналогов в практике отечественного здравоохранени€. ѕредставитель страховщика в Ћѕ” защищает застрахованных на этапе обращени€ за медицинской помощью: оценивает удовлетворенность населени€ медицинскими услугами, устанавливает факторы, способствующие возникновению нарушений прав застрахованных, информирует руководство Ћѕ” о вы€вленных нарушени€х.

Ќо, несмотр€ на заметное количественное превосходство об€зательного медицинского страховани€ над добровольным (ƒћ—) как по объемам получаемых взносов, так и по темпам прироста, специалисты отмечают и существенные недостатки системы полисов ќћ—. Ёто низка€ эффективность и отсутствие четко прописанной программы страховани€.

— Ќередки случаи, когда по территориальной системе ќћ— (внебюджетный фонд) Ћѕ” прос€т оплатить услуги, которые финансируютс€ из бюджета, — утверждает врач-куратор ќ—јќ «–≈—ќ-√аранти€» ёли€ ¬довиченко.

Ёксперты сход€тс€ во мнении: система ƒћ— работает более эффективно, поскольку в полисе ƒћ— существует четко прописанный перечень услуг, которые предоставл€ютс€ клиенту, а страховщик вправе осуществл€ть контроль за качеством обслуживани€.

— ѕрограммы ƒћ— формируютс€ в соответствии с конкретными потребност€ми клиента, который может самосто€тельно подобрать Ћѕ” дл€ обслуживани€, ориентиру€сь на определенных специалистов, местоположение Ћѕ” относительно работы, проживани€ и т.д., — отмечает ёли€ ¬довиченко. — ѕриобрета€ полис, клиент чаще всего получает следующий стандартный набор: амбулаторно-поликлиническое обслуживание, вызов врача на дом, стоматологические услуги, а также услуги скорой медицинской помощи и стационара. –азница в стоимости программ ƒћ—, как правило, определ€етс€ набором опций.

—пециалисты страхового бизнеса называют два вида добровольного медицинского страховани€: депозитный и рисковый.

— ѕри рисковом виде ƒћ— существует возможность обращени€ застрахованного в лечебные учреждени€ в течение срока действи€ договора (один год) только в случае острых заболеваний, обострени€ хронических заболеваний, травм и отравлений, — комментирует ¬ера  овалева, — а возможность реабилитационно-восстановительного лечени€ в санатори€х, а также обращени€ в Ћѕ” в плановом пор€дке исключена. ѕри депозитном виде ƒћ— существует возможность обращени€ застрахованного в лечебные учреждени€ в течение срока действи€ договора (один год) за консультативной, профилактической, лечебной, неотложной, реабилитационной, фармацевтической помощью. ј также в случае острого заболевани€, обострени€ хронического заболевани€, травмы, отравлени€, возникновени€ вреда здоровью вследствие некачественного или неправильного оказани€ помощи медицинским персоналом.

—реди основных проблем сектора ƒћ—, которые сказываютс€ на низкой востребованности продукта, эксперты называют опережающий рост цен на медицинские услуги, отражающийс€ на стоимости полиса ƒћ—.

— ¬ среднем Ћѕ” поднимают цены ежегодно на 10–15%, — комментирует ёли€ ¬довиченко, — но этот процесс идет неровно. ≈сть р€д клиник, в которых цены не возросли, в то врем€ как в некоторых они повысились на 30%.  онкурентоспособность рынка услуг добровольного медицинского страховани€ набирает обороты, как следствие — эксперты отмечают формирование новых программ иповышение уровн€ обслуживани€ клиентов дл€ удовлетворени€ потребности населени€ в качественных медицинских услугах. Ёксперты уверены, что потенциал рынка ƒћ— находитс€ на высоком уровне, но дл€ дальнейшего его развити€ необходимо реформирование системы ќћ—.

— ќдна из идей реформы здравоохранени€ состоит сегодн€ в том, чтобы совместить системы ƒћ— и ќћ—, которые существуют как два самосто€тельных продукта, — резюмирует ёли€ ¬довиченко. — — одной стороны, ƒћ— должно стать дополнением ќћ—, когда сам человек или работодатель за своего работника оплачивает дополнительный объем медицинских услуг сверх гарантируемого государством минимума. — другой стороны, ƒћ— будет выполн€ть функцию замещени€ — когда работодатель самосто€тельно обеспечивает дл€ своих работников объем базовых гарантий по ќћ—, но в лучших услови€х, чем это делает государство, т.е. не в муниципальных Ћѕ”, а в р€де частных и ведомственных медицинских учреждений.


јвтор: ћарина  оренец

 

††