Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Первая региональная конференция рекламного бизнеса «Рекламная индустрия 2008. Тенденции. Прогнозы. Практика» (5726)
ТОП-10: сделано в ЮФО (5498)
Встречают по проекту, провожают по контракту (6261)
Галина Шувалова  
«России присуща инновационная логика…» (5666)
Галина Шувалова  
Награды Ростовской области на VIII Московском международном форуме инноваций и инвестиций (7132)
Энергичный подход (5728)
Леонид Минаев  
Каменный бизнес (5317)
Юрий Аксюшин  
Владимир Княгинин, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад»: «Юг перспективен с точки зрения инвестиций» (7219)
Максим Федоров  
Туристско-игорный микс. Эксперты сделали ставку на создание рекреации (5433)
Оксана Лебедева  
Банки-2008: региональная экспансия федералов (7294)
Екатерина Минакова  
«Дон-Консультант» 10 лет поддерживает бухгалтеров (5413)
Первый аутсорсинговый (5742)
Галина Шувалова  
«Фабрика звезд» для бизнеса (4627)
Екатерина Минакова  
Рынок наружной рекламы начал формироваться по новым правилам (4476)
С улиц — долой, из бюджета — вон?.. (5790)
Екатерина Минакова  
Строго на юг… двигаются федеральные аптечные сети (8299)
Галина Шувалова  
Госзаказ приносит прибыль (5382)
Петр Сергеев  
Добровольное эффективнее обязательного? (5543)
Марина Коренец  
ОМС — это экономика сегодняшнего здравоохранения (7780)

 

Виктор Дерябкин, председатель Законодательного собрания Ростовской области: «Мы должны перехватить инициативу у соседей»

№ 3(17) (2008)
Количество просмотров: 6349
Версия для печати


18 марта состоялось первое заседание обновленного донского парламента. Его председателем большинством голосов избран Виктор Дерябкин, возглавлявший на протяжении пяти лет региональное министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей. Он же стал руководителем фракции «Единая Россия», от которой выдвигался.

Корреспондент «Вестника» был одним из первых журналистов, встретившихся с Виктором Дерябкиным в новом качестве.

— В СМИ много писали о том, что стать председателем Законодательного собрания вам предложил лично губернатор. Виктор Ефимович, устами прессы глаголет истина?

— Ни в одном интервью вы не найдете моих рассказов о том, что губернатор предлагал мне быть председателем ЗС. Мы обсуждали тему стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Для разработки этого документа был привлечен широкий круг специалистов — из Москвы, Санкт-Петербурга… Владимир Федорович (Чуб. — Прим. «Вестника») предложил: может, и в ЗС темой стратегии заняться? Например, на уровне комитета или заместителя председателя. О председательстве на тот момент не было разговора…

Я — человек команды. Договорились: первая задача — стать депутатом. Председатель ЗС — это следующий этап, когда выборы завершились.

— Министерство экономики называют одним из самых эффективных в структуре администрации Ростовской области. Не жаль было покидать его?

— Жаль. Министром экономики я проработал более пяти лет. Что-то получалось, что-то — нет. Есть определенные наработки, виден результат. И мне небезразлично, кто придет на мое место, как будет дальше работать.

— А кто, кстати, придет?

— Губернатор определит (интервью записывалось 25 марта. — Прим. «Вестника»). Он — профессионал, хорошо разбирается в людях. Мы разговаривали с ним. Я называл несколько фамилий — пять-семь, в том числе моих замов, глав территорий. В любом случае во всем, что связано с инвестициями, инновациями, постараюсь быть максимально полезным и в новой должности.

— Прощаясь с подчиненными, напутствовали их?

— Пожелал спокойно работать, не сдавая позиции.

— Ваша «программная речь» как кандидата на пост спикера длилась менее десяти минут. Но этого времени хватило, чтобы узнать ваши ключевые приоритеты. В частности, вы заявили о том, что более 90 процентов всех законов, принимаемых сегодня на региональном уровне, инициируются администрацией. Вас это не устраивает?

— Если брать чистую статистику — две трети законов. А возьмите Краснодарский край — там схема другая. На Кубани комитеты парламента уже давно работают на постоянной основе и правом законодательной инициативы пользуются в полной мере. Берут проблему, которая жизненно важна для региона, изучают ее, выходят с предложением на администрацию и вместе работают над подготовкой нормативного документа.

Мне бы хотелось сформировать подобный механизм взаимоотношений исполнительной и законодательной власти и у нас. Чтобы депутаты видели проект закона не на заседании комитета, перед сессией ЗС, а участвовали в его разработке с самого начала. Мы договорились с губернатором о том, что будет прописан регламент взаимодействия наших комитетов с каждым министерством администрации.

В Ростовской области нет ни нефти, ни газа. Поэтому необходимы прорывные действия в определенных направлениях. Мы выучили слово «инновации». Но давайте зададимся вопросом: какое изобретение донских ученых доведено до стадии готовой продукции, вышло на внешний рынок и является там конкурентоспособным?..

Инновации — главный путь развития. Другой путь —  ифраструктура. Очевидно: если не разработать механизм решения проблемы инфраструктурных ограничений — инвесторы к нам не придут. Так появился областной закон о промышленных зонах: выбраны шесть территорий для перспективного развития.

Еще одно направление — сельхозпереработка. Я — патриот донского края, но, если оценивать объективно, здесь мы уступили позиции по отдельным видам продукции. Молочные продукты под брендом «Кубанская буренка» — хорошие. Но почему мы не создали условия для того, чтобы производить «Донскую буренку»?.. Да, в Краснодарском крае инвесторы пришли в переработку раньше, перехватили рынок. Сейчас они забирают у нас молоко, разливают и привозят нам же в виде готовой продукции. Дополнительная стоимость осталась на Кубани, а должна была остаться на Дону. В Азовском районе заложен молкомбинат «Юнимилк». Строительство ведется не без проблем, но реализовывать этот проект нужно, и как можно скорее. Мы должны перехватить инициативу у соседей.

— Сейчас вы говорите все-таки больше как представитель исполнительной власти…

— Потому что я в этой власти не один год работал… Но сейчас я говорю о необходимости обеспечения законодательной составляющей. В ЗС нового созыва образованы восемь комитетов. Каждому предстоит изучить «болевые точки» своего направления, увидеть, в чем мы уступаем другим регионам. При необходимости — поехать туда за опытом… В ближайшее время внесем конкретные предложения в программу нормотворческой деятельности ЗС, посоветуемся с администрацией, как лучше воплощать их в жизнь.

— Согласно ожиданиям донских властей, к 2010 году в экономику региона должно быть инвестировано около 174 миллиардов рублей. Какие структуры призваны помочь в этом? Не только ведь АИР?

— Помимо АИРа привлечением в Ростовскую область инвесторов занимаются еще с десяток компаний. Нам ничто не мешает объединить их в один пул. Мы предварительно начали вести переговоры с такими компаниями. Они не возражают — только определенные правила должны быть выработаны. Может быть, уже не за счет бюджета новые агентства содержать, а переводить их на хозрасчет: привлек проект — получи свой процент. И область в выигрыше, и бизнес.

— А социальная сфера? Что для вас теперь первично — экономика или «социалка»?

— На определенных этапах «социалка» должна быть первичной. Вспомните начало 90-х. Сейчас — иные времена. Первичным должен быть механизм по развитию экономики. Чем быстрее она будет развиваться, тем быстрее мы решим социальные вопросы. Если будем один рубль на все проблемы делить — одним рублем он и останется. Ни на ветеранов не хватит, ни на детей… Считаю, в ближайшие годы социальная направленность бюджета Ростовской области сохранится.

— Прежде чем стать главой ЗС, вы прошли серьезную выборную кампанию. По вашему наблюдению, насколько высок сегодня у донского населения рейтинг власти?

— Да, в ходе выборов я объездил много городов и районов. Есть определенные проблемы. Их надо решать. Если люди увидят, что власть на это способна, ее авторитет вырастет. Можно обещать что-то, но люди не прощают вранья. Если мы не в состоянии газифицировать всю область за год, зачем об этом говорить?.. Так что первое, от чего зависит рейтинг власти, — это конкретные дела. Второе — стабильность. Власти законодательной и исполнительной. Даже иностранцы в первую очередь задают об этом вопрос. Прежде чем прийти с проектом, заставляют своих аналитиков выяснять — рискованно или нет инвестировать в регион.

— А узнаваемость региона за его пределами?

— Да, часто из уст иностранцев звучит вопрос: Ростовская область — это где? Чем она знаменита?.. Объем средств, которые тратит на собственный пиар Краснодарский край, в десятки, если не в сотни раз больше нашего. Вопрос — в объективности. Поехать в Канны, Сочи, Санкт-Петербург и заявить о подписании с инвесторами соглашений на 100 миллиардов долларов?! Намерения инвесторов можно считать десятками. Но если из десяти намерений «выстрелит» хотя бы одно, — это успех, это хорошая работа…

Мы обозначили проект строительства французской компанией «Ла Фарж» цементного завода. Тут же администрация Краснодарского края нашла ее руководителя и стала приглашать к себе, обещая всевозможные преференции. Что ж, это — нормальная конкурентная борьба за инвестора. Но умный инвестор, когда приезжает в регион, сразу может составить о нем впечатление: строящиеся новые дома, предприятия, инфраструктура, та же стабильность власти…

— Одним из своих приоритетов вы назвали укрепление межпарламентских связей. За счет каких резервов?

— Один пример. Закон о развитии шахтерских территорий, который мы приняли несколько лет назад, впервые я прочитал на Луганщине. Это был республиканский закон, принятый официальными властями в Киеве. Он помог населению, живущему в горняцких городах и поселках Украины. Мы изучили опыт, учли ошибки соседей — и приняли свой закон, который сегодня помогает в решении проблем безработицы, развития бизнеса в Восточном Донбассе.

— В нынешнем ЗС представлены не только «единороссы», но и коммунисты. Однако им не досталось ни одной руководящей должности в комитетах. Так решило парламентское большинство?

— Накануне распределения комитетов я встречался с представителями КПРФ. Спросил: какие критерии вы бы взяли за основу, формируя свою команду? Положил на стол несколько «объективок»: кого бы вы выбрали? Ради дела, а не ради политических амбиций… Я брал за основу опыт претендентов, их профессионализм… При этом я призываю и буду призывать к диалогу с членами фракции КПРФ в рамках регламента. И если депутаты-коммунисты выступят с конкретными инициативами в интересах жителей области, почему их не принять?..

Опыт — в помощь

Из «кандидатского» выступления Виктора Дерябкина перед депутатами Законодательного собрания:

1. Принципиально важным считаю сохранить курс согласованного взаимодействия с исполнительной властью, направленный на ускоренное развитие экономики региона и повышение качества жизни его населения. Надеюсь, что опыт моей предыдущей работы позволит влиять на качество принимаемых законов и изменить стереотипные подходы к решению наиболее сложных проблем экономической стратегии — привлечению инвестиций и инноваций, устранению административных барьеров, созданию более комфортных условий для бизнеса.

2. Главным приоритетом на ближайшие годы должны быть социальные задачи в системе образования, здравоохранения, жилищного строительства, защиты ветеранов и детей.

3. Нам нужны инновационные решения проблем землепользования, повышения плодородия земель, развития перерабатывающего сектора. Требуется нормативное урегулирование целого ряда проблем в социальном развитии села.

4. важнейшее направление работы — создание действенных механизмов подготовки и трудоустройства квалифицированных кадров, особенно молодежи, для всех отраслей экономики.

5. Мы должны превратить Ростовскую область в управленческий и инновационно-технологический центр Юга России.

Современные реалии требуют новых организационных форм работы. О чем идет речь?

Во-первых, будет проведена полная инвентаризация нашего законодательства с точки зрения полноты регулирования тех вопросов, которые отнесены к компетенции субъекта РФ.

Во-вторых, нам необходимо более эффективно работать с федеральным центром. Мы должны научиться профессионально отстаивать интересы и идеи областного парламента в Государственной думе, Совете Федерации и других центрах принятия решений.

В-третьих, необходимо соответствующее кадровое обеспечение реализации поставленных целей. К законодательной работе будут привлечены самые талантливые, современно мыслящие специалисты в сфере юриспруденции, экономики и т. д.

Валерий Потрапелюк, директор южного филиала всероссийского центра изучения общественного мнения («ВЦИОМ-Юг»): «В  нормотворчестве Дерябкин — не новичок».

— Почему «единороссы» при выборе кандидата на пост председателя Законодательного собрания сделали ставку именно на Виктора Дерябкина?

Во-первых, он — высокопрофессиональный руководитель, эффективный управленец, имеющий большой опыт административной работы на посту главы района города, а затем — министра экономики области. Это человек, способный слушать, сопоставлять мнения, находить компромиссы. А это — те самые качества, которые необходимы спикеру законодательного органа.

Во-вторых, не секрет, что большинство законов экономической тематики, принимаемых ранее донским парламентом, инициировались и рождались именно в недрах минэкономики. Опыт нормотворчества Дерябкину хорошо знаком, в этом смысле он не новичок.

С приходом Дерябкина в ЗС усилится экономическая составляющая законодательной деятельности. Это должно положительно повлиять на расширение малого бизнеса, приток инвестиций, развитие экономики региона в целом, что, в свою очередь, существенно увеличит доходную часть бюджета, а значит, и возможности по решению социальных проблем.

Виктор Дерябкин

Родился в 1954 г. в Вешенском районе Ростовской области. В 1973 г. окончил Ростовское мореходное училище рыбного хозяйства по специальности «техник-судомеханик», а в 1981 г. — всесоюзный заочный институт пищевой промышленности, повысив квалификацию до инженера-механика. С 1983 г. по 1986 г. — заместитель секретаря парткома Волго-Донского речного пароходства.

в 1986–1988 гг. — главный инженер РЭБ флота «Красный Флот», еще два года — инструктор, ответственный организатор Ростовского обкома КПСС. С 1990 г. по 1996 г. — директор Ростовского судоремонтного завода, генеральный директор ЗАО «РИФ».

В 1997–2002 гг. — глава администрации Пролетарского района Ростова. С 2002 г. по март 2008 г. — заместитель губернатора — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.

2 марта 2008 г. избран депутатом Законодательного собрания области в составе списка кандидатов, выдвинутых региональным отделением партии «Единая Россия».


Автор: Максим Федоров