Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

ТОП-10: сделано в ЮФО (5769)
Спикер-экономист. Донской парламент нового созыва возглавит министр экономики Виктор Дерябкин (4829)
Максим Федоров, Ольга Бульбич  
У нас есть резервы, чтобы войти в тройку лидеров (5138)
Никита Логвинов  
ЮФО-2025: к новым вершинам. Сегодня в экономику юга привлекается около $11 млрд. при потребности в $520 млрд. (6360)
Регионы-стратеги. Некоторые из субъектов ЮФО живут уже в 2030 году (6082)
Максим Теплов  
Кластерный подход (6474)
Максим Федоров   
Пятое «И» (4790)
Марина Коренец   
Нам нужна устойчивость не телеграфного столба, а велосипеда (4418)
ЮФО не откажешь в амбициозности (4718)
Ставки не сделаны. Ставок пока нет… (4674)
Максим Федоров   
Русский гамбит (5246)
Олег Петрушин  
Игорные заведения можно было бы сосредоточить на левом берегу Дона (5001)
Метровый бартер (4987)
Олег Петрушин  
Миллион метров ипотечного жилья (4998)
Количество ради качества (4362)
Кредиты малому бизнесу: плюсы и минусы банковских программ (13165)
Екатерина Минакова  
«Парашют» для малого бизнеса (5044)
«После выборов крупный западный капитал возьмет в России паузу» (4564)
Максим Дмитриев  
Аудит как бизнес (5450)
Галина Шувалова   
Оформление счетов-фактур при заключении договоров перевозки в интересах третьих лиц (6639)

 

К кому придет налоговый инспектор?

№ 2(16) (2008)
Количество просмотров: 4562
Версия для печати


Специалисты налоговой службы называют качественное планирование одним из важнейших условий повышения эффективности налогового администрирования, цель которого, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой — достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Поэтому налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала концепцию планирования, которая позволяет значительно сократить количество и сроки выездных и камеральных налоговых проверок, существенно повысив при этом суммы доначислений.

По словам заместителя начальника ИФНС по Первомайскому району Ростова Сергея Хорошунова, стопроцентная результативность проверок, которой налоговики района достигли по итогам 2007 года, связана прежде всего с новой концепцией выездных налоговых проверок. Она предусматривает использование всего комплекса процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, и позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок. Основной акцент сделан на информационно-аналитическое обеспечение и тщательный предпроверочный анализ.

— Наша служба располагает достаточными административно-организационными ресурсами и информационно-аналитическими инструментами для сбора необходимых сведений, — комментирует Сергей Хорошунов. — Благодаря новым технологиям мы можем пользоваться электронными базами данных таможни, УВД, ГИБДД, ЗАГСа.

Объекты для камеральных проверок определяются на основе экономического анализа бухгалтерской отчетности, декларации об уплате налога на прибыль. Для получения более точных сведений проводятся встречные проверки организаций — контрагентов налогоплательщика (в частности, поставщиков приобретаемого имущества, подрядчиков и исполнителей работ и услуг), а также опрашиваются руководители и учредители этих организаций.

На крупнейших предприятиях-налогоплательщиках проверки проводятся раз в год, на основных — раз в два года, на остальных в соответствии с Налоговым кодексом.

Сергей Хорошунов отмечает, что сегодня у компаний появилась возможность самостоятельно определить, насколько велика вероятность увидеть налогового инспектора на пороге предприятия вне очереди.

Планирование проверок построено на отборе налогоплательщика по 11 критериям риска.

— К числу таковых признаков относятся, например, ведение финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение длительного периода времени, — поясняет Сергей Хорошунов. — Очевидно, что при открытии бизнеса возможны убытки. Но принципиальной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. Сегодня практически нет объективных причин для работы организаций в убыток. Другие признаки, по которым на предприятии может быть проведена выездная налоговая проверка: заявление налоговых вычетов в размере более 90%, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумного экономического обоснования и т.п.

Сам по себе факт соответствия налогоплательщика критериям еще не означает, что он является нарушителем налогового законодательства и что при выездной налоговой проверке ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Наличие одного или нескольких критериев риска — это своего рода сигнал о том, что деятельность налогоплательщика вызывает у инспектора вопросы и он рискует попасть в зону особого внимания налоговых органов.

Уже сегодня можно отметить, что новые правила оптимизируют взаимодействие налоговых органов и бизнеса. А дополнительные отчисления в бюджет — это не только возможность дополнительного финансирования социальных проектов, но и государственных программ по поддержке предпринимательства.


Автор: Галина Шувалова