Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

ТОП-10: сделано в ЮФО (5690)
Спикер-экономист. Донской парламент нового созыва возглавит министр экономики Виктор Дерябкин (4747)
Максим Федоров, Ольга Бульбич  
ЮФО-2025: к новым вершинам. Сегодня в экономику юга привлекается около $11 млрд. при потребности в $520 млрд. (6285)
Регионы-стратеги. Некоторые из субъектов ЮФО живут уже в 2030 году (5992)
Максим Теплов  
Кластерный подход (6406)
Максим Федоров   
Пятое «И» (4724)
Марина Коренец   
Нам нужна устойчивость не телеграфного столба, а велосипеда (4342)
ЮФО не откажешь в амбициозности (4637)
Ставки не сделаны. Ставок пока нет… (4600)
Максим Федоров   
Русский гамбит (5166)
Олег Петрушин  
Игорные заведения можно было бы сосредоточить на левом берегу Дона (4934)
Метровый бартер (4901)
Олег Петрушин  
Миллион метров ипотечного жилья (4910)
Количество ради качества (4290)
Кредиты малому бизнесу: плюсы и минусы банковских программ (12982)
Екатерина Минакова  
«Парашют» для малого бизнеса (4970)
«После выборов крупный западный капитал возьмет в России паузу» (4490)
Максим Дмитриев  
Аудит как бизнес (5368)
Галина Шувалова   
Оформление счетов-фактур при заключении договоров перевозки в интересах третьих лиц (6544)

 

У нас есть резервы, чтобы войти в тройку лидеров

№ 2(16) (2008)
Количество просмотров: 5052
Версия для печати


Виктор Дерябкин, заместитель губернатора — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области: «У нас есть резервы, чтобы войти в тройку лидеров».

— Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА» и Всемирного банка, по уровню инвестиционного риска Ростовская область входит в топ-10 российских регионов, занимая шестое место. Виктор Ефимович, признайтесь, вам это льстит?

— Я бы сказал о чувстве сдержанного оптимизма, поскольку шестое место — все-таки не первое. Значит, у нас еще имеются резервы, задействовав которые, можно претендовать на вхождение в тройку лидеров. Хотя тенденция, наблюдаемая на протяжении последних лет, конечно, радует.

В 2002 году в Ростовскую область было привлечено 29 млрд. руб., в 2003 году — 39,4 млрд. руб., в 2004 году — 52 млрд. руб., в 2005 году — 60 млрд. руб., в 2006 году — 90,6 млрд. руб., а по итогам 2007 года — более 120 млрд. руб. Донские власти отдают себе отчет в том, что в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта, существенно пополнить местные бюджеты, завоевать новые экономические ниши, раскрыть инновационный потенциал.

— Удается?

— Итоги 2007 года позволяют говорить о том, что для экономики Ростовской области он был не менее успешным, чем предыдущие. По большинству показателей темпы роста на Дону выше, чем в среднем по России. ВРП увеличился на 10,9%, индекс промышленного производства — на 12%, реальные денежные доходы — на 14%, реальная заработная плата — на 16%.

По большинству других показателей донской регион сохранил либо улучшил свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

— С некоторых пор Ростовская область позиционирует себя как регион не только аграрный, но и индустриальный. Донской парламент принял закон «О зонах экономического развития», который предполагает создание зон двух типов, в том числе промышленного. Вы считаете, что будущее — именно за ними?

— Сегодня уже не актуально модернизировать старые производственные мощности — актуально создавать новые. Администрация Ростовской области сделала ставку на строительство новых заводов и фабрик — с нуля, в чистом поле. По мнению специалистов, в России грядет эра гринфилдов. Между тем наш регион в этой эре, можно сказать, уже живет.

К настоящему моменту заявлено о намерении создания на Дону промышленных зон: Новоалександровской, Юго-Восточной Азовской, Южно-Батайской, Заречной и Октябрьской. Причем две уже заполнены резидентами. В Новоалександровской промзоне разместятся завод безалкогольных напитков, молокоперерабатывающий и стекольный заводы, а в Юго-Восточной Азовской промзоне — автомобильный завод и завод по производству чипсов.

В Батайской промзоне якорными резидентами выступают холдинг «АГРОКОМ», начавший строительство мясокомбината. В Октябрьской — ООО «Евродон», планирующее строительство ряда заводов, в том числе по производству сэндвич-панелей, горячей оцинковки и металлоконструкций.

В Заречной — ЗАО «Азово-Донское пароходство» и ГК «Юг Руси». Первая из этих компаний ведет строительство универсального портового комплекса и логистического центра в рамках транспортного коридора Север — Юг, вторая — нефтеналивного терминала с причальным комплексом и бумагоделательного производства.

Кстати, наш проект «Эра гринфилдов» был презентован на международном инвестиционном форуме «Сочи-2007» и вызвал повышенный интерес его участников — политиков и бизнесменов, среди которых был Владимир ПУТИН. Мы объясняем этот интерес тем, что создание промышленных зон отвечает федеральной тематике.

— А не опасаетесь, что заявленные в промзонах проекты окажутся труднореализуемыми из-за инфраструктурных ограничений?

— Закон «О зонах экономического развития» разработан в целях обеспечения комплексного решения значимых социально-экономических вопросов региона и повышения уровня жизни его населения. Руководствуясь этим, администрация области выделяет значительные средства для того, чтобы ликвидировать имеющиеся инфраструктурные ограничения и открыть возможности для строительства новых предприятий — завтрашнего дня донской экономики. В течение 2007-2010 годов на эти цели будет выделено 1,1 млрд. руб.

— По мнению экспертов, в Ростовской области создан благоприятный инвестиционный климат, отсюда — желание многих компаний локализовать свои проекты именно на Дону. Однако, согласитесь, что инвестор инвестору рознь. Можете назвать так называемых брендовых операторов, тех, кто обладая мировым именем, пришел в наш регион?

«Кока-Кола» — брендовый оператор? Компания уже приступила к строительству в Азовском районе завода по производству безалкогольных напитков, который обещает стать крупнейшим в Восточной Европе. Его мощность на первом этапе составит 300 млн., а на втором — 500 млн. литров в год. За право разместить у себя этот завод боролись несколько регионов, в том числе украинский Днепропетровск. А «Ла Фарж» — разве не брендовый оператор? Французы выиграли аукцион на право разработки на территории Матвеево-Курганского района месторождения сырья, необходимого для производства цемента. Думаю, уже в нынешнем году начнется строительство завода мощностью около 2 млн. тонн. У «Ла Фаржа» не было недостатка в предложениях, но первый свой российский завод компания решила разместить именно у нас. Оба инвестора вкладывают в область значительные средства, стоимость проектов составляет соответственно 120 и 250 млн. евро.

Впрочем, этими двумя игроками список не ограничивается. Турецкая компания «Меринос» подписала с администрацией Ростова соглашение о строительстве коврового завода: первоначально он будет выпускать 5–8 млн., а в перспективе — до 15 млн. квадратных метров ковровых изделий. По признанию самих турок, ростовское предприятие станет базовым для поставок их продукции не только в регионы России, но и в страны СНГ. Полагаю, не нуждается в представлении и компания «ИКЕА».

Шведы открыли в Аксайском районе торговый комплекс «МЕГА» площадью 130 тыс. квадратных метров. Я мог бы продолжить. Но должен сделать принципиальную оговорку: период, когда область была рада каждому инвестиционному рублю, закончился. Как и своеволие инвестора — когда тот сам решал, где, что и как строить. Мы уже в состоянии определять эти вопросы самостоятельно и выбирать, кто и что сегодня нужнее региону. И самое главное: мы уже способны поставить барьер на пути тех инвестиций в область, которые ничего хорошего ей не принесут — скажем, с точки зрения той же экологии.

— А довольны ли вы собственниками, которые пришли на действующие донские предприятия?

— В большинстве случаев — да. Возьмите «Ростсельмаш», чью продукцию во время прошлогоднего визита на Дон высоко оценил лично президент. Сейчас завод входит в пятерку крупнейших производителей сельхозтехники в мире. Его оборот вырос почти втрое, а непосредственно доля экспортных продаж — с 19 до 25%.

На «Тагмете» реализуется инвестиционная программа, включающая себя поэтапную реконструкцию основного производства и строительство электросталеплавильного цеха мощностью 1 миллион тонн стали в год.

На БКМПО налажено производство плоского проката для авиастроительных заводов компаний Боинг» и «Эйрбас». Предприятие занимает 78% внутреннего рынка порошковой металлургии, а также является единственным в России производителем восстановленных порошков.

НЭВЗ подписал с ОАО «РЖД» соглашение, обеспечивающее заводу серьезную загрузку до 2015 года. Кроме того, планируется выпуск электровоза, разработанного совместно с канадской компанией «Бомбардье Транспортейшен».

— Развито ли в Ростовской области частно-государственное партнерство при реализации крупных инвестиционных проектов?

— Прошлой весной правительственная комиссия одобрила «Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», разработанную ОАО «Евразийский» при участии областной и городской администраций. Высокую оценку ей дали многие федеральные министры. Первый вицепремьер Сергей ИВАНОВ, выступая на форуме «Сочи-2007», назвал нашу «Комплексную программу» эффективным инструментом решения проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой.

Программа соответствует приоритетам социально-экономического развития страны, потому и получила господдержку из средств Инвестиционного фонда.

Ее сметная стоимость — свыше 22 млрд. руб., из них 1,5 млрд. руб. внесет бюджет Ростовской области. Зона охвата — восемь муниципальных образований с населением почти 2 млн. человек.

Благодаря программе появится инфраструктура, обеспечивающая строительство 12 млн. квадратных метров жилья и 4 млн. квадратных метров коммерческой недвижимости. Налоговые поступления в федеральный бюджет достигнут 11 миллиардов, в региональные бюджеты — 12,5 млрд. руб.

На cочинском форуме были представлены также проекты строительства новых международного аэропорта и универсального порта. Аэропорт планируется разместить на территории бывшего Батайского авиагородка. В отличие от строящегося сочинского аэропорта, наш не будет иметь сезонной специфики. Его пропускная способность — 8 млн. человек и 70 тыс. тонн грузов в год.

Универсальный порт разместится на 280 гектарах ростовского левобережья. Он рассчитан на перевалку 16 млн. тонн грузов в год. Данные проекты также нашли одобрение высокопоставленных федеральных чиновников. Поэтому они имеют высокие шансы на софинансирование из Инвестиционного фонда. Соответствующие документы активно готовятся и в ближайшее время будут представлены на рассмотрение правительственной комиссии.

— Виктор Ефимович, как, по вашему прогнозу, будет развиваться экономика Ростовской области в 2008-м и в последующие годы?

— Надеюсь, что не менее динамично. Осенью 2007 года прошла выставка «Экономический потенциал Ростовской области», где было представлено свыше 400 инвестиционных проектов, реализуемых либо запланированных к реализации в 55 муниципальных образованиях Дона. Презентация еще 300 проектов состоялась в рамках выставки «Ростов гостеприимный». В ней также приняли участие все города и районы. Посетив обе эти выставки, можно было составить впечатление о потенциале и перспективах развития области. По нашим прогнозам, в 2008 году объем инвестиций в Ростовскую область составит 125,3 млрд. руб., в 2009 году — 148,1 млрд., в 2010 году — 174,2 млрд. руб. Ожидаемый темп роста — не ниже 10% в год. Большая часть инвестиций будет направлена в производственную сферу и на реализацию инфраструктурных проектов. Уверен: оптимальный путь развития донской экономики — это модернизация хозяйственного комплекса, вложение средств в новые высокотехнологичные производства, наращивание и использование научного потенциала. На это мы сегодня и нацелены.


Автор: Никита Логвинов