Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано на Дону (7250)
Новости компаний (5242)
Большой магазин — большие перспективы (6148)
Екатерина Минакова  
Ставка на силовиков (5233)
Анна Горенко  
В борьбе обретешь ты право свое… (5658)
Дмитрий Самболенко  
Здоровые амбиции (5469)
Кирилл Власенко  
Все равны, как на подбор… (5282)
Вячеслав Глазычев: «Агломерациям нужна инфраструктура» (5869)
Максим Дмитриев  
Дело «Деловой России» (5185)
Екатерина Минакова  
Вадим Викулов, генеральный директор агентства инвестиционного развития Ростовской области: «Теперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8296)
Кирилл Власенко  
«Инвестиционный бум в России уже начался», — считает президент Национальной инвестиционной ассоциации Ирина Шешеро (7602)
Область станет пионером в производстве биотоплива (6586)
Екатерина Минакова  
В строю флагманов экономики (5274)
Анастасия Ольховик  
Вадим Варшавский: «То, что происходит в донской экономике, я называю новой индустриализацией» (7233)
Кирилл Власенко  
Будущее нашей армии (5031)
«Реформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7390)
Максим Дмитриев  
Откровенный разговор за круглым столом (5326)
Людмила Турбина  
России нужен закон о топливно-энергетическом балансе (5530)
Единоначалие для газовых компаний (6141)
Новые тарифные планы ЮТК (11269)

 

Тренинги не панацея, но их популярность растет

№ 7(14) (2007)
Количество просмотров: 5295
Версия для печати


В современном мире спрос на бизнес-тренинги по-настоящему огромен. Ростовский рынок этого вида услуг непрерывно растет. Хорошая тренинговая компания, по оценке Марии Пономаревой, автора и руководителя образовательного клуба «Классный час», зарабатывает не менее 500 тыс. рублей в месяц. Рынок консалтинговых услуг прибавляет порядка 30% в год. Таким образом, специалисты прогнозируют, что примерно через три года в Ростове будет настоящий бум на подобные услуги. Это связано прежде всего с нарастающей во всех областях конкуренцией.

Все хотят иметь отличный маркетинг, квалифицированный персонал. Поэтому и возрастает спрос на консалтинг. Если даже РАО «ЕЭС России» регулярно нанимает тренеров для собственного персонала, что же тогда говорить о других? Но прежде чем обратиться к бизнес-тренеру, необходимо узнать, насколько такого рода обучение эффективно. Каких результатов можно достичь с помощью тренингов? Способны ли они повысить эффективность работы? На все эти вопросы и попытался найти ответы корреспондент «Вестника».

Бизнес-тренинги пришли в Россию с Запада. В начале 90-х годов спроса на них, конечно, не было, да и для успешного ведения бизнеса не требовалось никаких особых данных. Сегодня же, с ростом конкуренции, появляются совершенно иные требования и к квалификации персонала, и к самой компании. Бизнес-тренинги — это краткосрочное обучение, они не являются заменой классическому образованию, но способны его дополнять.

— Тренинги пришли в Россию оттого, что клиентам, особенно корпоративным, стало недоставать краткосрочного образования, — замечает Мария Пономарева. — а тренинг позволяет в режиме реального времени научить персонал именно тем навыкам, которые будут использоваться в практической работе. конечно, это не абсолютный инструмент, что называется, на все случаи жизни, и нужно очень взвешенно относиться к его использованию. Но сегодня тренинги в России делают большое дело, и компании, которые пришли в управление персоналом, осознали их важность.

— Каковы, по-вашему, отличия между западными и российскими тренингами?

— Для западных тренингов характерен прагматичный подход, а у нас он пока еще «фантазийный». В России от тренингов ждут каких-то чудес. Тем не менее уже стали появляться заказчики, которые реально смотрят на вещи.

— Какие тренинги, на ваш взгляд, являются самыми востребованными?

— Сегодня практически ежедневно руководители различных фирм заказывают тренинги продаж. Но я всегда говорю своим клиентам, что к таким тренингам стоит прибегать уже после того как оценена вся ситуация в целом, определен корень проблемы. У нас в России есть традиция лечить симптомы, а не болезнь. Перед тем как проводить тренинг, надо глубоко изучить и понять мотивацию сотрудников и покупателей, посмотреть, как она выстроена. Вместо того чтобы учить персонал продажам, нужно точно и ясно понимать, во имя чего люди каждый день встают и идут на работу, и потом уже, если работникам все-таки недостает навыков и качеств по продаже товаров, прибегать к тренингам. Тренинги продаж — не панацея от всех бед компании, зачастую причина недостаточного успеха кроется в неверно выстроенной системе. Чтобы компания работала идеально, нужно постоянно вкладывать в нее силы, деньги и другие ресурсы. Иногда на это может уйти несколько десятков лет. На мой взгляд, российские фирмы гораздо больше нуждаются в тренингах по управлению.

— Тренинг продаж, пожалуй, самый частый запрос, с которым обращаются к бизнес-тренерам в Ростове, — рассказывает управляющий партнер консалтинговой группы «Контакт», бизнес-тренер, гештальт-терапевт Лариса Винникова. — на него возлагают надежды, связанные с увеличением дохода компании, в то время как остальные тренинги (командообразование, лидерство, стрессменеджмент и др.) направлены на менеджеров, на их личностный рост, совершенствование управленческих навыков, улучшение психологического климата в коллективе. И если эффект от последних, как правило, налицо, то результат тренинга по продажам не всегда оправдывает надежды заказчика, несмотря на то, что у участников могут остаться хорошие впечатления.

Популярность тренингов продаж можно объяснить и проще: в условиях нарастающей конкуренции — не только ценовой, но и качественной — маркетинга и вложений в рекламу оказывается недостаточно. Нужны особые профессиональные навыки персонала, непосредственно работающего с клиентами. А тренинг позволяет, не отрывая сотрудников надолго от работы, развивать у них такие новые навыки и добавлять необходимые знания.

— Но если тренинг продаж не всегда эффективен, как же тогда понять, в чем именно нуждается компания, и просчитать эффективность предполагаемого тренинга заранее?

— Для того чтобы что-то понять, надо это постоянно оценивать, — считает Мария Пономарева, — адекватность всей системы рынку, пригодность коллектива для решения той задачи, которая в данный момент стоит перед фирмой. Эта система оценки кроется, как правило, в хорошем маркетинге или в отличной службе управления персоналом, где в задачи входит не только наем сотрудников, но и погружение в должность, их развитие, формирование кадрового резерва. В идеальной компании должно быть и то и другое. Если это все есть, то можно легко понять, что нужно вашей фирме, в какой момент необходим тренинг, а в какой — полная реорганизация. Тренинг — это просто часть общей работы, причем самая небольшая. Основа же лежит в каждодневной рутине, которая складывается из оценки, анализа и принятия решения. Любой руководитель располагает данными о таких показателях, как объем продаж, прибыль, затраты, и понимает, что тренинг не может стать единственным фактором, влияющим на результат работы компании.

Для уверенности в эффективности вложений необходимо собрать информацию о профессионализме и репутации тренера, а также поинтересоваться у других компаний, уже воспользововавшихся услугами этого преподавателя.

Профессиональный тренер должен уметь работать с любым заказчиком, проводить анализ ситуации совместно с участниками тренинга. Таким образом, он должен в совершенстве владеть методикой проведения тренинга. И, безусловно, тренер должен знать предмет, которому посвящен данный тренинг, обладать экспертными знаниями в этой области. Самый оптимальный вариант — это сочетание практического опыта и умения обучать. По мнению Марии Пономаревой, для тренера необходимо высшее образование. Но самое главное: он должен понимать и любить людей, обладать качествами наставника. То есть не просто знать свой предмет, но и передавать то, что знаешь, другим людям. Все преподаватели «классного часа» не являются тренерами в чистом виде. Как правило, это предприниматели, владельцы собственного бизнеса, топ-менеджеры — люди, которые имеют успешный опыт управления.

— А как, на ваш взгляд, можно оценить качество уже проведенного тренинга?

— В первую очередь качество тренинга легко оценить по реакции персонала. Если на следующий день после его проведения сотрудники идут с горящими глазами, если они хотят, могут и берутся за все сразу, это значит, что тренинг удался. Такая оценка на эмоциональном уровне доступна для небольших компаний. Для других эффективнее будет воспользоваться методом анкетирования. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что для успешного развития бизнеса тренинги являются реальной необходимостью. Ведь неэффективная работа персонала будет стоить компании гораздо больше, чем вложения в обучение сотрудников.

Сегодня тренинги — одно из условий грамотного ведения бизнеса.

— как человек, неоднократно участвовавший в бизнес-тренингах (и в качестве слушателя, и в роли преподавателя), могу сказать, что есть ряд серьезных причин для проведения в компании таких мероприятий, — замечает Андрей Пастушенко, директор по маркетингу группы компаний «Цифровые Телефонные Сети». — Будучи преподавателем мастер-классов «креатив за зарплату» и «как создать прибыльный бренд» образовательного клуба «классный час», заметил, что, во-первых, тренинги позволяют свежим взглядом со стороны увидеть бизнес-процессы, идущие в фирме. Вторым, не менее важным моментом, является упрочнение в процессе тренинга неформальных связей между сотрудниками разных отделов, что способствует повышению эффективности рабочих процессов. Немаловажный пункт, по моему мнению… и, наконец, тренинги дают новый толчок к развитию компании: очень многие наработки из чужого опыта, о которых рассказывается на тренингах, действительно можно применить на практике с пользой для дела!

В целом же бизнес-тренинги сейчас являются неотъемлемой частью тактики современных компаний. Время от времени бывает необходимо встряхнуть бизнес, чтобы не застаивался, — и вперед, к новым победам!


Автор: Екатерина Минакова