ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10: сделано на ƒону (7093)
Ќовости компаний (5096)
Ѕольшой магазин — большие перспективы (5995)
≈катерина ћинакова  
—тавка на силовиков (5073)
јнна √оренко  
¬ борьбе обретешь ты право свое… (5491)
ƒмитрий —амболенко  
«доровые амбиции (5327)
 ирилл ¬ласенко  
¬се равны, как на подбор… (5139)
¬€чеслав √лазычев: «јгломераци€м нужна инфраструктура» (5709)
ћаксим ƒмитриев  
ƒело «ƒеловой –оссии» (5047)
≈катерина ћинакова  
¬адим ¬икулов, генеральный директор агентства инвестиционного развити€ –остовской области: «“еперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8047)
 ирилл ¬ласенко  
«»нвестиционный бум в –оссии уже началс€», — считает президент Ќациональной инвестиционной ассоциации »рина Ўешеро (7382)
ќбласть станет пионером в производстве биотоплива (6432)
≈катерина ћинакова  
¬ строю флагманов экономики (5130)
јнастаси€ ќльховик  
¬адим ¬аршавский: «“о, что происходит в донской экономике, € называю новой индустриализацией» (7056)
 ирилл ¬ласенко  
Ѕудущее нашей армии (4876)
«–еформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7250)
ћаксим ƒмитриев  
ќткровенный разговор за круглым столом (5171)
Ћюдмила “урбина  
–оссии нужен закон о топливно-энергетическом балансе (5370)
≈диноначалие дл€ газовых компаний (5991)
Ќовые тарифные планы ё“  (11055)

 

 оманда «аѕорт»

є 7(14) (2007)
 оличество просмотров: 4950
¬ерси€ дл€ печати


Ќачало 2007 года в южнороссийском портовом бизнесе ознаменовалось не только традиционными новогодними железнодорожными пробками, но и тем, что практически параллельно два крупных естественных монополиста выступили с за€влени€ми о намерени€х войти в управление главными черноморскими портами –оссии — Ќовороссийском и “уапсе.

ќба порта в первую очередь известны тем, что €вл€ютс€ главными «нефт€ными» воротами государства, через которые переваливаетс€ ежегодно пор€дка 100 млн. т нефти и нефтепродуктов (в 2006 году Ќовороссийск отгрузил 74,89 млн. т, “уапсе — 14,73 млн. т). кроме того, и другие южнороссийские порты за последний год либо уже сменили собственников, либо к этому готов€тс€. ѕо информации начальника —еверо- авказской железной дороги ¬ладимира √олоскокова, руководство ќјќ «–оссийские железные дороги» близко к соглашению с владельцами ќјќ «Ќовороссийский морской торговый порт» (Ќћ“ѕ) о покупке у них крупного пакета акций. ќ величине пакета в –∆ƒ пока не говор€т, однако предполагаетс€, что он будет не ниже блокирующего. ѕо утверждению ¬ладимира √олоскокова, к началу лета уже шли согласовани€ в ѕравительстве –‘ (основной держатель пакета акций) об услови€х сделки. ѕо его мнению, приобретение доли в порту Ќовороссийска позволило бы дороге «по-иному выстраивать свою инвестиционную программу расширени€ припортовых станций», а также позволит избежать традиционных новогодних пробок.

»нтерес –∆ƒ к непрофильному бизнесу подтвердил и президент компании ¬ладимир якунин, за€вив, что в насто€щий момент естественный монополист ведет переговоры о приобретении долей в акционерных капиталах портов Ќовороссийска, ”сть-Ћуги и ƒальнего ¬остока. ќднако в компании полагают, что в первую очередь речь идет о наиболее перспективном из них — Ќовороссийске, чей грузооборот должен возрасти с 113 млн. т в 2005 году до 200 млн. т к 2010 году.

ќјќ «Ќћ“ѕ» — крупнейша€ стивидорна€ компани€, работающа€ на территории новороссийского порта. «а 2006 год грузооборот порта снизилс€ на 0,4% и составил 74,89 млн. т. —тивидоры обработали 57,174 млн. т наливных грузов (рост на 1,7%) и 16,889 млн. тонн сухих грузов (снижение на 7,8%). ”ставной капитал общества составл€ет 192,598 млн. рублей, он разделен на 19 259815400 обыкновенных акций номиналом 01 коп. ѕ€та€ часть акций Ќћ“ѕ принадлежит –осимуществу, 33,07 и 34,46% акций контролируютс€ соответственно ‘  «”ралсиб» и ќјќ «»нвестсбербанк», 5,48% акций были у ќќќ «ƒело-÷ентр» — управл€ющей компании транспортно-экспедиторского холдинга «ƒело», принадлежащей депутату √осдумы —ергею Ўишкареву.

ѕока в руководстве –∆ƒ воздерживаютс€ от комментариев по величине будущего пакета и конкретизации его потенциального продавца. ќднако в компании по€сн€ют, что «дороге необходима непрерывна€ транспортна€ цепочка, ибо иногда наступает необходимость вли€ть на ее определенные звень€». ѕо мнению ¬ладимира √олоскокова, приобретение блокирующего пакета пойдет только на пользу и порту, и — ∆ƒ и позволит придать стабильности функционированию дороги.

 ак сообщил «¬естнику» источник в ќјќ «–∆ƒ», в насто€щий момент уже практически решен вопрос о передаче в доверительное управление железнодорожникам 20-процентного госпакета, оставшиес€ акции до блокирующего компани€ и будет покупать после завершени€ переговоров.

¬прочем, ¬ладимир √олоскоков по€снил, что в 2007 году положение с традиционными «новогодними пробками» было несколько лучше, чем в предыдущем. ѕо его данным, зимой 2006 года на припортовых станци€х простаивало более 100 грузовых поездов, нынешним — не более 50, а на вчерашний день это число было снижено до 33.

ѕри этом именно дорога несет главные убытки от просто€ вагонов в пробках. ѕо данным первого вицепрезидента ќјќ «–∆ƒ» ¬адима ћорозова, в €нваре-феврале 2006 года грузоотправители не предъ€вили к погрузке свыше 6 млн. т ранее за€вленных грузов. ¬ результате к середине феврал€ железнодорожники недополучили более 2,5 млрд. рублей доходов, а бюджет недосчиталс€ более 600 млн. рублей в качестве налогов. “ака€ ситуаци€ вынудила руководство –∆ƒ за полтора мес€ца 2006 года ввести ограничени€ на перевозку черных металлов, удобрений, нефтепродуктов, лесных грузов общей продолжительностью 36 суток. ¬ызванные этим потери ќјќ «–∆ƒ» превысили по погрузке 1 млн. т, по выручке — 400 млн. рублей. ѕри этом как минимум треть грузов, простаивающих в пробках, составл€ли нефтепродукты, которые, по признанию руководства компании, нар€ду с металлами и минеральными удобрени€ми €вл€ютс€ из-за высоких тарифов на перевозки наиболее выгодными грузами дл€ дороги. »сточник «¬естника» в –∆ƒ по€снил, что в случае получени€ блокпакета акций Ќћ“ѕ железнодорожники теперь сами будут определ€ть очередность продвижени€ грузов в порт, отдава€ совершенно логичное предпочтение наиболее капиталоемкой «нефт€нке». ѕри этом предполагающий в ближайшее врем€ создать собственную частную грузовую компанию монополист по отношению к другим перевозчикам окажетс€ в более выгодном положении из-за наличи€ своего подвижного состава. Ћогично предположить, что по наливным грузам –∆ƒ в этом случае в скором времени вытеснит с рынка всех мелких перевозчиков на черноморском направлении.

 роме того, расколоть пробки призван помочь и стро€щийс€ в насто€щий момент крупный логистический центр грузооборотом 10 млн. т в год в районе перегона  рымска€ — разъезд «9-й км», на развилке дорог, ведущих в порты Ќовороссийск, “емрюк,  авказ, ∆елезный рог. ѕерва€ очередь его сдана в начале декабр€.

ѕо мнению руководства — ∆ƒ, так называемый «сухой порт» позволит значительно снизить потери дороги от традиционных пробок, а экономический эффект от строительства накопительного терминала составит пор€дка 1,6 млрд. рублей в год.

ѕо мнению экспертов, получени€ собственного права «вето» естественному монополисту будет вполне достаточно дл€ выстраивани€ нормальной работы с Ќћ“ѕ, с которым последние несколько лет у железнодорожников были достаточно напр€женные отношени€ из-за невозможности или нежелани€ новороссийцев расширить свои мощности по хранению грузов. Ёто приводило к значительным убыткам –∆ƒ, тер€вшим дес€тки миллионов долларов на просто€х вагонах в пробках вокруг Ќовороссийска. Ёксперты полагают, что если сделка состоитс€, то ее можно будет закрыть до лета. Ѕлокирующий пакет акций Ќћ“ѕ они оценили в сумму свыше $1 млрд.

— другой стороны, р€д экспертов считает, что –∆ƒ вообще не имеет смысла покупать стремительно дорожающий блокпакет (в RTS Board Ќћ“ѕ в конце €нвар€ стоил $884 млн., а после консолидации еще п€ти портовых операторов Ќовороссийска его стоимость возрастет до $1,6 млрд.), так как проще и дешевле было бы построить несколько собственных терминалов с нул€. ѕопутно руководство компании объ€вило о намерении до конца года продать производственный комплекс порта «“емрюк» (начальна€ цена 1,1 млрд. рублей.) на продажу выставлены объекты недвижимости, в том числе подъездные пути и причальна€ набережна€, с относ€щимис€ к ним земельными участками общей площадью 147 тыс. кв. м, а также движимое имущество и автотранспортные средства. Ќе исключено, что одним из претендентов на него выступит группа «ћечел», котора€ уже в декабре завершила сделку по приобретению другого местного стивидора — «“емрюк-—отра».

 ак по€снил «¬естнику» руководитель отдела общественных св€зей «ћечела» »ль€ ∆итомирский, его компани€ приобрела имущественный комплекс «јќ «“емрюк-—отра», в который вход€т причальна€ стенка (248 м), складские помещени€, железнодорожные пути (7 км), два причальных крана « ондор» (грузоподъемность 40 тыс. т) и «—окол» (32 тыс. т), а также иную инфраструктуру. ¬ качестве продавцов господин ∆итомирский назвал «три юридических лица из восьми работающих в “емрюке». —умма сделки составила $6,108 млн. ѕо его словам, новый собственник собираетс€ перепрофилировать этот порт с перевалки металлолома и отгружать через него порт главным образом уголь в “урцию и страны —редиземноморь€.

»нтерес к другому черноморскому порту “уапсе (общий грузооборот 14,73 млн. т в 2006 году) не скрывает и другой естественный монополист — один из крупнейших отечественных нефтехолдингов Ќ  «–оснефть». ≈ще в начале 2006 года руководство Ќоволипецкого металлургического комбината (владелец — известный предприниматель ¬ладимир Ћисин) объ€вл€ло о желании продать свой непрофильный актив в ходе начавшейс€ реструктуризации компании. ¬ 2004 году ЌЋћ  приблизительно за $100 млн. приобрел 69,4% акций “уапсинского порта у другого крупнейшего металлурга и экспортера — компании «—еверстальтранс» (входит в группу «—еверсталь» јлексе€ ћордашева). ќжидалось, что наличие этого порта позволит ЌЋћ  экономить при перевалке грузов до $5 с каждой тонны груза, то есть $15 млн. в год. ќднако в начале июн€ 2006 года одна из структур ¬ладимира Ћисина — Chupit Ltd — за $35 млн. приобрела контрольный пакет акций (60%) “аганрогского порта, через который также отгружались металлы, позвол€€ экономить еще больше, да и более мощный Ќовороссийск географически был ближе, чем достаточно «узкий» порт “уапсе.

ѕо утверждению директора ќјќ «ЌЋћ » по св€з€м с инвесторами јнтона Ѕазулева, акции “ћ“ѕ относ€тс€ к непрофильным активам компании, и они могут быть либо проданы, либо переданы другим структурам. –ешение о внутренней реструктуризации, по словам јнтона Ѕазулева, основано на рекомендаци€х PricewaterhouseCoopers, проанализировавшей корпоративное управление ќјќ «ЌЋћ ».

— ѕорт не полностью вписываетс€ в определение вспомогательного логистического актива «ЌЋћ », — утверждает он. — » если его будет решено продать, компани€ либо сохранит за собой терминалы дл€ обработки стали и других своих грузов, либо установит долгосрочные контракты на перевалку.

¬ насто€щий момент на перевалку стали приходитс€ лишь 20% грузооборота порта. ѕо данным экспертов, в 2006 году “аганрог перевалил 1,656 млн. т грузов. ќднако его владелец местный предприниматель јлександр ƒенисов в конце 2005 года сначала оказалс€ под следствием по подозрению в мошенничестве на сахарном рынке, а затем был объ€влен в международный розыск и был вынужден продать порт. Ёксперты полагают, что получившему данный актив руководству ЌЋћ  гораздо ближе и дешевле отправл€ть на экспорт свой металл именно через “аганрог, чем везти его в “уапсе, да еще с гарантированными пробками в пик сезона.  ак подтверждение этого, стоит заметить, что в €нваре “аганрогский порт, главным образом за счет металла и угл€, увеличил грузооборот на 48%, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

 ак заметил «¬естнику» аналитик »  «јтон» ƒмитрий  оломыцин, в прошлом году ЌЋћ  прин€л стратегическую программу избавлени€ от непрофильных активов, в ходе которой продажа “уапсинского порта выгл€дит наиболее правильной. ѕо мнению аналитика, ЌЋћ  может продать все акции, но вполне может и оставить блокирующий пакет акций порта у себ€, уступив контрольный пакет «–оснефти» как наиболее заинтересованной в наращивании в “уапсе своих производственных мощностей. Ёксперт »  «‘»Ќјћ» ¬ладимир —ергиевский считает, что ЌЋћ  уже давно пыталс€ избавитьс€ от нерентабельного дл€ себ€ порта. ѕо оценкам «‘»Ќјћ», дл€ комбината работа порта приносила убытки в 2004-2005 годах, и только в прошлом году в его работе наметилось некоторое улучшение. ѕо мнению ¬ладимира —ергиевского, металлургам гораздо дешевле было бы платить за услуги стивидорным компани€м.  роме того, полагает он, им логичнее было бы отправл€ть грузы через более мощный и глубоводный Ќовороссийск, куда могут подходить суда с высоким дедвейтом.

 ак сообщил «¬естнику» источник в ЌЋћ , первое же предложение о покупке “уапсинского порта было сделано Ќ  «–оснефть», котора€ имеет здесь собственный терминал по перевалке нефти. » хот€ начальник управлени€ информации Ќ  Ќиколай ћанвелов отказалс€ официально подтвердить наличие данного обращени€, почти все эксперты сход€тс€ во мнении, что именно нефтехолдингу было бы наиболее логично установить полный контроль над портом.

ƒочернее предпри€тие «–оснефти» — ќјќ «–оснефть-“уапсенефтепродукт» — через собственный нефтеналивной терминал ежегодно экспортирует пор€дка 10 млн. т своей продукции, из которых 4 млн. т — вход€щего в состав холдинга “уапсинского Ќѕ« (83,23%). ¬ прошлом году руководство «–оснефти» объ€вило о намерении резкого наращивани€ мощности “Ќѕ«. ѕо утверждению вице-президента нефтехолдинга јлександра —апронова, модернизаци€ своего главного южнороссийского актива позволит холдингу нарастить выпуск его продукции втрое — с 4 до 12 млн. т в год. ѕо его данным, к 2010 году закончитс€ реконструкци€ как “Ќѕ«, так и нефтепродуктового терминала в “уапсе, что увеличит его пропускную способность с 11 до 17 млн. т в год. ќбща€ сумма модернизации самим собственником оцениваетс€ в $2 млрд.

ќднако зажатый между горами и речкой “уапсинский порт по своим географическим характеристикам слишком ограничен дл€ развити€ и расширени€. —пециалисты полагают, что логичнее всего ему было бы перейти под единое руководство и стать монопродуктовым. —кажем, чисто «нефт€ным». ¬ насто€щий момент нефтеперевалка составл€ет почти 40% от всех видов де€тельности порта.

ѕо мнению президента питерской группы «√ородской центр экспертиз» јлександра ћоскаленко, “уапсе представл€ет наибольший интерес дл€ «–оснефти» в русле объ€вленного руководством нефтехолдинга наращивани€ экспортных объемов. ќн полагает, что нынешнее состо€ние порта вполне позвол€ет ему быстро перепрофилироватьс€ и дооборудоватьс€, перейд€ с экспорта металлов на экспорт нефти. ѕри этом возможно будет, считает он, использовать и уже готовые причалы ЌЋћ .

 ак полагают эксперты, в данном случае выросшие мощности “уапсинского порта могли бы быть использованы и дл€ перевалки продукции афипского Ќѕ« (собственник — группа ќлега ƒерипаски «Ѕазовый элемент»). ¬ прошлом году председатель совета директоров ќќќ «јфипский Ќѕ«» јндрей «агорский уже предлагал ј  «“ранснефть» рассмотреть возможность заключени€ договора между Ќѕ« и «„ерномортранснефтью» о перевалке своего мазута через Ќовороссийск, мотивиру€ это тем, что јЌѕ« подписал подобный договор о перевалке дизтоплива и пр€могонного бензина с ќјќ «–оснефть-“уапсенефтепродукт».

Ёксперты полагают, что в случае расширени€ мощностей “уапсинского порта и приемлемых условий со стороны «–оснефти» јЌѕ« может и сменить Ќовороссийск на более южный порт.

¬прочем, есть верси€, что “уапсе у ЌЋћ  купит лично дл€ себ€ сам ¬ладимир Ћисин, который как-то в личной беседе высказывал намерение создать портовой холдинг. ¬ насто€щий момент он уже контролирует два порта: —анкт-ѕетербург и “аганрог.


јвтор: ћарина  алинина

 

††