Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано на Дону (7242)
Новости компаний (5233)
Большой магазин — большие перспективы (6142)
Екатерина Минакова  
Ставка на силовиков (5228)
Анна Горенко  
В борьбе обретешь ты право свое… (5655)
Дмитрий Самболенко  
Здоровые амбиции (5463)
Кирилл Власенко  
Все равны, как на подбор… (5278)
Вячеслав Глазычев: «Агломерациям нужна инфраструктура» (5864)
Максим Дмитриев  
Дело «Деловой России» (5180)
Екатерина Минакова  
Вадим Викулов, генеральный директор агентства инвестиционного развития Ростовской области: «Теперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8288)
Кирилл Власенко  
«Инвестиционный бум в России уже начался», — считает президент Национальной инвестиционной ассоциации Ирина Шешеро (7591)
Область станет пионером в производстве биотоплива (6581)
Екатерина Минакова  
В строю флагманов экономики (5266)
Анастасия Ольховик  
Вадим Варшавский: «То, что происходит в донской экономике, я называю новой индустриализацией» (7224)
Кирилл Власенко  
Будущее нашей армии (5023)
«Реформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7385)
Максим Дмитриев  
Откровенный разговор за круглым столом (5321)
Людмила Турбина  
России нужен закон о топливно-энергетическом балансе (5521)
Единоначалие для газовых компаний (6136)
Новые тарифные планы ЮТК (11263)

 

Стратегия для транспорта

№ 7(14) (2007)
Количество просмотров: 5429
Версия для печати


Стремительный рост российской экономики, по мнению многих экспертов, может быть приостановлен неготовностью транспортной инфраструктуры к новым задачам и объемам. По их оценке, строительству и ремонту дорог, мостов, портов, логистических терминалов и комплексов до недавнего времени уделялось слишком мало внимания. Транспортники ЮФО пришли к необходимости создания долгосрочной программы развития отрасли, которая помогла бы преодолеть транспортные проблемы российского Юга.

В ноябре в Ростове-на-Дону прошел Транспортный форум Юга России. Сюда съехались не только крупные транспортные и логистические компании, но и те, кто их услугами пользуется. Открывавший выставку заместитель губернатора — министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Дживан Вартанян отметил качественно новый уровень, на который поднялись Транспортный форум и проводившаяся в его рамках уже третий раз выставка:

— Сегодня этот форум приобрел статус международного. Здесь представлены Украина, Белоруссия. В мероприятии приняли участие представители учебных заведений. Каждый форум дает возможность его участникам знакомиться с передовыми технологиями, с производственными возможностями предприятий. От такого обмена опытом польза не только нашему региону, но и всем нашим соседям.

Последние пять-шесть лет в транспортную отрасль приходят колоссальные инвестиции — в строительство дорог, портовых сооружений, в реконструкцию наших аэропортов, в смену подвижного состава на железнодорожном транспорте и строительство новых подъездных путей…

Одной из важных тем Транспортного форума стало обсуждение стратегии развития отрасли до 2025 года. Специально для обсуждения Стратегии ЮФО форум посетил вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев. В эксклюзивном комментарии «Вестнику» он отметил, что отметил стратегическое, геополитическое и экономическое значение Южного региона:

— Здесь проходят основные транспортные коридоры, через порты ЮФО мы торгуем с южными странами, здесь пройдет самая грандиозная стройка ближайшего десятилетия: воздвижение объектов зимней Олимпиады в Сочи. Поэтому то, что именно в ЮФО появляется одна из первых на сегодняшний день стратегия развития транспорта и логистики, не может не обнадеживать…

Евгений Казанцев, возглавляя Союз, который объединяет общественные транспортные ассоциаций России, особое внимание уделил проблемам, актуальным для всех транспортников всех регионов страны. По его словам, Союз транспортников России наравне с федеральными министерствами будет участвовать в разработке концепции стратегии. В перспективе планируется создать единую стратегию для всей страны, но для этого каждый федеральный округ должен первоначально разработать собственную. Казанцев отметил, что, работая над созданием программы развития транспорта, южане наряду с Северо-Западным федеральным округом опережают другие регионы.

— Столь важный документ нельзя сделать в Москве и спустить регионам — наоборот, региональные власти и представители бизнеса должны, учитывая собственные пожелания и возможности, подготовить проекты. И лишь после этого проекты сведут в один документ и скоординируют его для страны в целом, — рассказал Евгений Казанцев. — Тогда все встанет на свои места, программа будет создана на практической основе и принесет результаты.

Какими же видят специалисты транспортное будущее Юга России?

Разработкой стратегии занимается агентство по инвестициям и развитию ЮФО, инициатива которого была поддержана и профинансирована федеральным центром. Группа головных исполнителей уже приступила к работе. В их числе «Центр стратегических разработок», а также ряд авторитетных проектных организаций и профессиональных экспертов. Стратегия будет содержать три примерных сценария развития региона, данные которых будут основываться на информации, предоставленной республиками, краями и областями ЮФО.

Прежде всего создатели стратегии исходят из серьезного роста производства, что повлечет за собой новые потребности в части транспорта. Для каждого региона сделан отдельный прогноз того, какие именно отрасли будут развиваться на его территории особенно интенсивно. Для Ростовской области это, к примеру, металлургия, сельское хозяйство и машиностроение. В целом по ЮФО до 2025 года планируется трехкратное увеличение грузопотока и двукратное — пассажиропотока. Наибольшая нагрузка выпадет на долю автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта, при этом доля железнодорожных перевозок несколько снизится, а авиационных — увеличится. Объем транзитных перевозок через территорию России, считают разработчики, может увеличиться по самой пессимистической оценке, — в 3,5 раза, по самой оптимистической — в 6 раз. Наибольшую роль в Ростовской области создатели стратегии отводят автомобильному и водному транспорту. Серьезный рост нагрузки ожидается в туристическом секторе — особенно на Кубани, в Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Дагестане и в Астраханской области. Практически во всех регионах ожидается серьезная перегрузка дорожной сети. В частности, в Ростовской области — на 60-160%, в Астраханской области она может составить 50%, в Волгоградской области — 100%, в Кабардино-Балкарии — 130%. Наиболее критичная ситуация может сложиться в Краснодарском крае, где перегруженность дорог способна достичь 200-350%. естественно, усредненные показатели для региона в целом в разы и десятки раз будут усугубляться вблизи крупных городов.

Как отмечают создатели стратегии, наиболее интересный этап ее разработки начнется в феврале наступающего года, когда главам республик, краев и областей дадут подробные выкладки с направлениями, точками роста и падения, цифрами, источниками финансирования тех или иных проектов в транспортной сфере.

По оценке участников Транспортного форума, он прошел достаточно успешно и плодотворно, но результаты проделанной на нем работы можно будет оценить лишь со временем. Их мнение подтвердил министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян:

— Сложно заранее говорить, к каким результатам может привести форум, итоги можно будет подводить по истечению какого-то времени. Но главное в том, что участники смогли пообщаться и увидеть плоды труда каждого. А также соединить свои возможности на транспортном рынке.

Сегодня можно увидеть, чего мы достигли с момента первого Транспортного форума. Три года назад мы представляли проекты строительства новых судов. Они уже спущены на воду и проходят последние доработки. Три года назад проводили презентацию ростовского универсального порта, а сегодня этот проект уже приобретает четкие очертания. На первом форуме презентовали строительство моста в Ростове, в створе улицы Сиверса. А месяц назад уже провели его закладку. Работы здесь начаты, в них вложены первые 350 с лишним миллионов рублей. Хотя этот форум не предназначен для того, чтобы решать сиюминутные проблемы, назревшие в области, он всегда служит мощным толчком к развитию транспортной инфраструктуры.

В России складывается несколько транспортно-распределительных узлов, обеспечивающих ее участие на международных рынках. Ростовская область является таким узлом на юге России — здесь сосредоточены в совокупности все транспортные развязки почти по всем видам транспорта: авиационный, железнодорожный, водный, автомобильный. Вступление России в ВТО обострит конкуренцию в ряде секторов экономики — это связано с приходом западных компаний. Вместе с тем наиболее развитые компании Юга России сумеют воспользоваться новыми транспортными и логистическими возможностями доступа на международные рынки — в настоящий момент существуют ограничения для социально-экономического развития именно по транспортному направлению.

Проведенные исследования показали, что ключевыми недостатками сложившегося транспортного комплекса в Ростовской области являются:

  • слабый уровень логистики, что негативно сказывается на скорости и эффективности перевозок;
  • отсутствие обхода Ростова-на-Дону с севера, запада и юга, а также объезда крупных соседних с Ростовом городов, что приводит к прохождению транспортных потоков через территории городов;
  • неудовлетворительное состояние мостовых путепроводов на трассах федерального и областного значения;
  • большое количество однопутных участков железной дороги;
  • недостаточная обеспеченность территорий автодорогами 1-й и 2-й технических категорий;
  • неспособность ныне существующего ростовского аэропорта отвечать требованиям узлового.

В соответствии со стратегией развития ростовской области предполагается:

  • развитие портовых комплексов, формирование мультимодального логистического центра;
  • стимулирование технологического перевооружения портовых комплексов с учетом современных потребностей рынка, появившихся новых технологий и особенностей формирующихся грузопотоков;
  • внедрение и развитие технологий по перевалке перспективных внешнеторговых грузов: зерновые, лесные, химические, контейнерные, наливные;
  • строительство специализированных современных портовых терминалов и логистических комплексов;
  • усиление координации действий с СКЖД по модернизации и развитию припортовых станций и подъездных путей с целью увеличения их пропускной способности, ускорения выгрузки вагонов и погрузки судов;
  • создание на базе транспортных и портовых объектах единых управляющих компаний с передачей им функций оперативного управления. За счет оптимизации управления такие структуры могут повысить эффективность портов и портовых станций.

Автор: Артем Котляров