ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10: сделано на ƒону (7103)
Ќовости компаний (5106)
Ѕольшой магазин — большие перспективы (6008)
≈катерина ћинакова  
—тавка на силовиков (5086)
јнна √оренко  
¬ борьбе обретешь ты право свое… (5503)
ƒмитрий —амболенко  
«доровые амбиции (5338)
 ирилл ¬ласенко  
¬се равны, как на подбор… (5149)
¬€чеслав √лазычев: «јгломераци€м нужна инфраструктура» (5729)
ћаксим ƒмитриев  
ƒело «ƒеловой –оссии» (5058)
≈катерина ћинакова  
¬адим ¬икулов, генеральный директор агентства инвестиционного развити€ –остовской области: «“еперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8067)
 ирилл ¬ласенко  
«»нвестиционный бум в –оссии уже началс€», — считает президент Ќациональной инвестиционной ассоциации »рина Ўешеро (7402)
ќбласть станет пионером в производстве биотоплива (6445)
≈катерина ћинакова  
¬ строю флагманов экономики (5141)
јнастаси€ ќльховик  
¬адим ¬аршавский: «“о, что происходит в донской экономике, € называю новой индустриализацией» (7074)
 ирилл ¬ласенко  
Ѕудущее нашей армии (4885)
«–еформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7265)
ћаксим ƒмитриев  
ќткровенный разговор за круглым столом (5183)
Ћюдмила “урбина  
≈диноначалие дл€ газовых компаний (6006)
Ќовые тарифные планы ё“  (11076)

 

–оссии нужен закон о топливно-энергетическом балансе

є 7(14) (2007)
 оличество просмотров: 5380
¬ерси€ дл€ печати


¬ –остове-на-ƒону прошел I ƒонской нефтегазовый конгресс, посв€щенный актуальным вопросам газификации ёга –оссии, развитию альтернативных видов моторного топлива и повышению эффективности использовани€ энергоресурсов. ѕо мнению участников, главным итогом конгресса стало не только вы€вление существующих проблем отрасли, но и предложение реальных и эффективных путей их решени€.

—реди участников конгресса, прошедшего в –остове-на-ƒону, — более 200 представителей министерств и ведомств –‘, ќјќ «√азпром», ќќќ «ћежрегионгаз» (и его филиалов), депутаты √осдумы –‘, ученые, представители инвестиционных, транспортных и газораспределительных компаний из –оссии, ”краины, Ўвейцарии и √ермании, а также специалисты предпри€тий, производ€щих оборудование дл€ газовой отрасли и “Ё .

¬ рамках конгресса работало четыре секции, посв€щенные актуальным вопросам развити€ отрасли. ¬ частности, в секции «ѕовышение эффективности использовани€ энергоресурсов» обсуждалс€ вопрос правового регулировани€ добычи и рационального использовани€ попутного нефт€ного газа (ѕЌ√). ѕо мнению председател€ јссоциации газовых предпри€тий ƒона јнны √авриной, на сегодн€шний день уровень использовани€ ѕЌ√ в ё‘ќ превысил 90%, тогда как в среднем по стране он ниже 70%.

  јнна √аврина, председатель јссоциации газовых предпри€тий ƒона

ѕравда, в целом на российские показатели это не особо вли€ет. ƒело в том, что на ёге уровень добычи попутного газа невелик по сравнению с ”ральским и ѕриволжским округами. ѕоложение усугубл€етс€ несовершенством методик определени€ запасов и учета добычи. ‘едеральное законодательство пока не предусматривает ограничений на сжигание этого вида топлива. Ћишь несколько регионов –‘, например, “атарстан и ’анты-ћансийский јќ, включили в регулирующую базу специальные положени€ об использовании такого газа.

— другой стороны, существующее ценообразование на ѕЌ√, высокие затраты на сбор и транспортировку топлива — серьезное преп€тствие в решении проблем утилизации.

 ак отмечалось на конгрессе, уже разработаны технологии переработки и утилизации ѕЌ√, достаточно эффективные дл€ бизнеса. Ќа их основе складываетс€ и расшир€етс€ практика бизнес-проектов. » здесь актуальным становитс€ создание условий, снижающих риски при реализации таких проектов, и обеспечение их государственной поддержкой.

— –еализаци€ программ крупнейших нефтедобывающих компаний, направленных на повышение рационального использовани€ ѕЌ√, уже через три-п€ть лет может значительно снизить процент сжигани€ газа, — уверена јнна √аврина. — ќгромную пользу здесь может оказать законодательное регламентирование основных стадий добычи и использовани€ топлива. ¬ частности, прин€тие закона о топливно-энергетическом балансе страны. Ќа конгрессе также был подн€т вопрос о развитии альтернативных видов моторного топлива, например, компримированного природного газа ( ѕ√). Ќа профильной сессии с докладом «ћировой рынок природного газа, используемого в качестве моторного топлива» выступил заместитель начальника ”правлени€ по газификации и использованию газа ≈вгений ѕронин, рассказавший о тенденци€х развити€ мирового и российского рынков  ѕ√:

— √азификацию транспорта не следует рассматривать как проект, выгодный только «√азпрому». –азве чистый воздух, сдерживание транспортных тарифов, экономи€ бюджета и повышение эффективности использовани€ топлива нужны только газовикам?

ќб этом четко говоритс€ в основном законе —  онституции –оссии и федеральном законе «ќ газоснабжении в –оссийской ‘едерации». Ёти законы, а также законы в области охраны здоровь€ граждан, окружающей среды, промышленной безопасности и, наконец, международные об€зательства –оссии €вл€ютс€ основой нашей многолетней работы над федеральными законами «ќб использовании природного газа в качестве моторного топлива» и сменившим его законом «ќб альтернативных видах моторного топлива».

Ќо мы продолжаем работу и, € уверен, добьемс€ результатов. ƒалее ѕронин напомнил, что по инициативе јќ «√азпром» президент ¬ладимир ѕутин еще в июле 2006 года внес предложение по развитию мирового рынка газомоторного топлива в рамках международного проекта «√олубой коридор» и был поддержан главами «большой восьмерки».

”частники конгресса пришли к выводу: мировой рынок природного газа как моторного топлива сложилс€ и динамично развиваетс€. ƒанный вид будет оставатьс€ самым экологически и экономически приемлемым еще 25-30 лет. ј с учетом среднего темпа роста мирового парка метановых автомобилей в 1998-2007 гг. (27% в год) можно предположить, что к 2020 году он может составить 38-45 млн. ед., т.е. 3,8-4,6% от общей численности машин. “аким образом, дл€ дальнейшего развити€ рынка газомоторного топлива –оссии необходимо прин€ть федеральный закон и сформировать систему стимулировани€. ≈го выступление поддержал главный специалист ћинтранспорта –‘ јлексей Ўацкий, который сказал, что в –оссийской ‘едерации имеютс€ необходимые услови€ дл€ использовани€ альтернативных видов моторного топлива, в том числе природного газа, запасы которого составл€ют 32% от мировых и дают возможность на долгосрочную перспективу рассматривать его как надежный энергоресурс.

—егодн€ едина€ система снабжени€ обеспечивает подачу газа более чем в 20 тыс€ч населенных пунктов –‘, включа€ 700 городов, с потенциалом потреблени€ голубого топлива автомобил€ми и сельхозтехникой. “ем более что в –оссии уже накоплен серьезный опыт использовани€ компримированного и сжиженного газа на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте.

ћежду прочим, автотранспорт — один из наиболее динамично развивающихс€ секторов экономики. ѕо оценкам специалистов, мировой автопарк насчитывает около 900 млн. ед., около 30% из которых составл€ют грузовые автомобили, а 70% — легковые машины и автобусы. —огласно различным сценари€м развити€ рынка, в 2014-2020 годах количество эксплуатируемых автотранспортных средств может превысить 1 млрд. ¬ год один автомобиль потребл€ет 2,2 тонны бензина или дизел€. Ќа весь же мировой автопарк приходитс€ около 2 млрд. тонн топлива, на изготовление которого требуетс€ в среднем около 7 млрд. тонн нефти. ѕо оценке специалистов, ориентировочно мировых запасов нефти хватит на 50-60 лет. ѕрогнозы по полной выработке российской нефти колеблютс€ в пределах 25-35 лет.

ѕолучаетс€, что уже к середине XXI века перед обществом встанет серьезна€ проблема по замене бензина и дизельного топлива на альтернативные виды. —ейчас около 80% механической энергии вырабатываетс€ двигател€ми внутреннего сгорани€, что заставл€ет общество серьезно зан€тьс€ разработками и внедрением альтернативных источников не нефт€ного происхождени€.

— ѕо тематике каждой из четырех сессий можно было бы провести отдельную, не менее успешную конференцию, — заметила јнна √аврина. — ј сам конгресс можно смело назвать международным, поскольку в нем участвовали представители стран ближнего и дальнего зарубежь€.

¬ свою очередь вице-президент –оссийского газового общества (–√ќ) ќлег ∆илин подчеркнул:

— ¬ услови€х, когда государство отходит от директивного руководства экономикой, растет роль «–оссийского газового общества» при согласовании интересов участников газового бизнеса и создании правил финансировани€ отрасли, программы госрегулировани€ и развити€ газовой и смежной отраслей промышленности.

“аким образом, сегодн€ на площадке –√ќ формируетс€ едина€ позици€ газового бизнеса по важнейшим вопросам отрасли. —ледующий шаг — создание в ёжном федеральном округе регионального подразделени€ –оссийского газового общества, работающего на посто€нной основе.

 

††