Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано на Дону (7244)
Новости компаний (5235)
Большой магазин — большие перспективы (6146)
Екатерина Минакова  
Ставка на силовиков (5230)
Анна Горенко  
В борьбе обретешь ты право свое… (5656)
Дмитрий Самболенко  
Здоровые амбиции (5464)
Кирилл Власенко  
Все равны, как на подбор… (5280)
Вячеслав Глазычев: «Агломерациям нужна инфраструктура» (5867)
Максим Дмитриев  
Дело «Деловой России» (5183)
Екатерина Минакова  
Вадим Викулов, генеральный директор агентства инвестиционного развития Ростовской области: «Теперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8291)
Кирилл Власенко  
«Инвестиционный бум в России уже начался», — считает президент Национальной инвестиционной ассоциации Ирина Шешеро (7594)
Область станет пионером в производстве биотоплива (6583)
Екатерина Минакова  
В строю флагманов экономики (5268)
Анастасия Ольховик  
Вадим Варшавский: «То, что происходит в донской экономике, я называю новой индустриализацией» (7227)
Кирилл Власенко  
Будущее нашей армии (5028)
«Реформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7389)
Максим Дмитриев  
Откровенный разговор за круглым столом (5323)
Людмила Турбина  
Единоначалие для газовых компаний (6137)
Новые тарифные планы ЮТК (11266)

 

России нужен закон о топливно-энергетическом балансе

№ 7(14) (2007)
Количество просмотров: 5523
Версия для печати


В Ростове-на-Дону прошел I Донской нефтегазовый конгресс, посвященный актуальным вопросам газификации Юга России, развитию альтернативных видов моторного топлива и повышению эффективности использования энергоресурсов. По мнению участников, главным итогом конгресса стало не только выявление существующих проблем отрасли, но и предложение реальных и эффективных путей их решения.

Среди участников конгресса, прошедшего в Ростове-на-Дону, — более 200 представителей министерств и ведомств РФ, ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» (и его филиалов), депутаты Госдумы РФ, ученые, представители инвестиционных, транспортных и газораспределительных компаний из России, Украины, Швейцарии и Германии, а также специалисты предприятий, производящих оборудование для газовой отрасли и ТЭК.

В рамках конгресса работало четыре секции, посвященные актуальным вопросам развития отрасли. В частности, в секции «Повышение эффективности использования энергоресурсов» обсуждался вопрос правового регулирования добычи и рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ). По мнению председателя Ассоциации газовых предприятий Дона Анны Гавриной, на сегодняшний день уровень использования ПНГ в ЮФО превысил 90%, тогда как в среднем по стране он ниже 70%.

  Анна Гаврина, председатель Ассоциации газовых предприятий Дона

Правда, в целом на российские показатели это не особо влияет. Дело в том, что на Юге уровень добычи попутного газа невелик по сравнению с Уральским и Приволжским округами. Положение усугубляется несовершенством методик определения запасов и учета добычи. Федеральное законодательство пока не предусматривает ограничений на сжигание этого вида топлива. Лишь несколько регионов РФ, например, Татарстан и Ханты-Мансийский АО, включили в регулирующую базу специальные положения об использовании такого газа.

С другой стороны, существующее ценообразование на ПНГ, высокие затраты на сбор и транспортировку топлива — серьезное препятствие в решении проблем утилизации.

Как отмечалось на конгрессе, уже разработаны технологии переработки и утилизации ПНГ, достаточно эффективные для бизнеса. На их основе складывается и расширяется практика бизнес-проектов. И здесь актуальным становится создание условий, снижающих риски при реализации таких проектов, и обеспечение их государственной поддержкой.

— Реализация программ крупнейших нефтедобывающих компаний, направленных на повышение рационального использования ПНГ, уже через три-пять лет может значительно снизить процент сжигания газа, — уверена Анна Гаврина. — Огромную пользу здесь может оказать законодательное регламентирование основных стадий добычи и использования топлива. В частности, принятие закона о топливно-энергетическом балансе страны. На конгрессе также был поднят вопрос о развитии альтернативных видов моторного топлива, например, компримированного природного газа (КПГ). На профильной сессии с докладом «Мировой рынок природного газа, используемого в качестве моторного топлива» выступил заместитель начальника Управления по газификации и использованию газа Евгений Пронин, рассказавший о тенденциях развития мирового и российского рынков КПГ:

— Газификацию транспорта не следует рассматривать как проект, выгодный только «Газпрому». Разве чистый воздух, сдерживание транспортных тарифов, экономия бюджета и повышение эффективности использования топлива нужны только газовикам?

Об этом четко говорится в основном законе — Конституции России и федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации». Эти законы, а также законы в области охраны здоровья граждан, окружающей среды, промышленной безопасности и, наконец, международные обязательства России являются основой нашей многолетней работы над федеральными законами «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива» и сменившим его законом «Об альтернативных видах моторного топлива».

Но мы продолжаем работу и, я уверен, добьемся результатов. Далее Пронин напомнил, что по инициативе АО «Газпром» президент Владимир Путин еще в июле 2006 года внес предложение по развитию мирового рынка газомоторного топлива в рамках международного проекта «Голубой коридор» и был поддержан главами «большой восьмерки».

Участники конгресса пришли к выводу: мировой рынок природного газа как моторного топлива сложился и динамично развивается. Данный вид будет оставаться самым экологически и экономически приемлемым еще 25-30 лет. А с учетом среднего темпа роста мирового парка метановых автомобилей в 1998-2007 гг. (27% в год) можно предположить, что к 2020 году он может составить 38-45 млн. ед., т.е. 3,8-4,6% от общей численности машин. Таким образом, для дальнейшего развития рынка газомоторного топлива России необходимо принять федеральный закон и сформировать систему стимулирования. Его выступление поддержал главный специалист Минтранспорта РФ Алексей Шацкий, который сказал, что в Российской Федерации имеются необходимые условия для использования альтернативных видов моторного топлива, в том числе природного газа, запасы которого составляют 32% от мировых и дают возможность на долгосрочную перспективу рассматривать его как надежный энергоресурс.

Сегодня единая система снабжения обеспечивает подачу газа более чем в 20 тысяч населенных пунктов РФ, включая 700 городов, с потенциалом потребления голубого топлива автомобилями и сельхозтехникой. Тем более что в России уже накоплен серьезный опыт использования компримированного и сжиженного газа на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте.

Между прочим, автотранспорт — один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По оценкам специалистов, мировой автопарк насчитывает около 900 млн. ед., около 30% из которых составляют грузовые автомобили, а 70% — легковые машины и автобусы. Согласно различным сценариям развития рынка, в 2014-2020 годах количество эксплуатируемых автотранспортных средств может превысить 1 млрд. В год один автомобиль потребляет 2,2 тонны бензина или дизеля. На весь же мировой автопарк приходится около 2 млрд. тонн топлива, на изготовление которого требуется в среднем около 7 млрд. тонн нефти. По оценке специалистов, ориентировочно мировых запасов нефти хватит на 50-60 лет. Прогнозы по полной выработке российской нефти колеблются в пределах 25-35 лет.

Получается, что уже к середине XXI века перед обществом встанет серьезная проблема по замене бензина и дизельного топлива на альтернативные виды. Сейчас около 80% механической энергии вырабатывается двигателями внутреннего сгорания, что заставляет общество серьезно заняться разработками и внедрением альтернативных источников не нефтяного происхождения.

— По тематике каждой из четырех сессий можно было бы провести отдельную, не менее успешную конференцию, — заметила Анна Гаврина. — А сам конгресс можно смело назвать международным, поскольку в нем участвовали представители стран ближнего и дальнего зарубежья.

В свою очередь вице-президент Российского газового общества (РГО) Олег Жилин подчеркнул:

— В условиях, когда государство отходит от директивного руководства экономикой, растет роль «Российского газового общества» при согласовании интересов участников газового бизнеса и создании правил финансирования отрасли, программы госрегулирования и развития газовой и смежной отраслей промышленности.

Таким образом, сегодня на площадке РГО формируется единая позиция газового бизнеса по важнейшим вопросам отрасли. Следующий шаг — создание в Южном федеральном округе регионального подразделения Российского газового общества, работающего на постоянной основе.