Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано на Дону (7239)
Новости компаний (5231)
Большой магазин — большие перспективы (6139)
Екатерина Минакова  
Ставка на силовиков (5223)
Анна Горенко  
В борьбе обретешь ты право свое… (5652)
Дмитрий Самболенко  
Здоровые амбиции (5461)
Кирилл Власенко  
Все равны, как на подбор… (5275)
Вячеслав Глазычев: «Агломерациям нужна инфраструктура» (5862)
Максим Дмитриев  
Дело «Деловой России» (5178)
Екатерина Минакова  
Вадим Викулов, генеральный директор агентства инвестиционного развития Ростовской области: «Теперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8285)
Кирилл Власенко  
«Инвестиционный бум в России уже начался», — считает президент Национальной инвестиционной ассоциации Ирина Шешеро (7587)
В строю флагманов экономики (5263)
Анастасия Ольховик  
Вадим Варшавский: «То, что происходит в донской экономике, я называю новой индустриализацией» (7222)
Кирилл Власенко  
Будущее нашей армии (5020)
«Реформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7382)
Максим Дмитриев  
Откровенный разговор за круглым столом (5319)
Людмила Турбина  
России нужен закон о топливно-энергетическом балансе (5517)
Единоначалие для газовых компаний (6133)
Новые тарифные планы ЮТК (11260)

 

Область станет пионером в производстве биотоплива

№ 7(14) (2007)
Количество просмотров: 6577
Версия для печати


Чем больше в мире производится автомобилей, тем значительнее интерес к альтернативным видам топлива, при сгорании которых выделяется меньше вредных веществ. Во многих странах все более популярным становится биологическое топливо, изготавливаемое из растительного сырья: рапса, конопли, бананов, бобовых, цитрусовых. В шести государствах ЕС, а также в США, Канаде, Бразилии, Малайзии такое биологическое топливо производят в промышленных масштабах, но все-таки его доля в топливном балансе не превышает 0,3%. В мире все больше говорят о необходимости замены нефти, угля и газа на биотопливо. Разговоры эти уже доходят и до России, где, впрочем, пока немногие понимают, что же это такое на самом деле. Первая в России программа по производству биотоплива для агропромышленного комплекса была разработана в Ростовской области.

Одно из главных преимуществ биотоплива — уменьшение парникового эффекта. Это, однако, не означает, что при его сгорании образуется меньше диоксида углерода (хотя и такое возможно). При сгорании биотоплива в атмосферу возвращается углерод, который ранее поглотили растения, поэтому углеродный баланс планеты остается неизменным. Ископаемые топлива — совсем другое дело: углерод в их составе миллионы лет оставался «законсервированным» в земных недрах. Когда он попадает в атмосферу, концентрация углекислого газа повышается.

Предлагается множество различных видов топлива из биомассы. Это и биогаз — метан, твердые топлива, но больше всего разговоров идет о разных видах биотоплива для автомобилей: этаноле и «биодизеле».

Использование спиртов в качестве топлива для автомобильных двигателей давно известно. Разработчики первых двигателей внутреннего сгорания уделяли спиртовым моторам не меньше внимания, чем бензиновым. Спирты имеют высокие октановые числа — более 100 единиц, но меньшую, по сравнению с нефтяным топливом, теплоту сгорания (при сгорании топлива выделяется меньше энергии, мощность падает, а расход топлива увеличивается). Начало крупномасштабной добычи нефти сделало применение спирта в качестве моторного топлива невыгодным. Спиртовое автомобильное горючее пользуется определенной популярностью только в Бразилии, где нет больших запасов нефти, но зато есть условия для выращивания сахарного тростника и производства из него дешевого спирта.

Идея использовать растительные масла в качестве основ топлива для дизельных двигателей была выдвинута еще при создании первых таких моторов. Однако с освоением нефтяных запасов в XX веке более выгодным оказалось топливо из нефти. Сейчас биодизельное топливо часто отождествляют с рапсовым маслом, которое, действительно, стало основным сырьевым источником в Европе. Однако биодизельное топливо можно получать и из других масел, например, из подсолнечного, пальмового или соевого, что и делают за пределами Европы.

Для средних широт очень перспективен рапс — однолетнее растение, способное давать урожаи вплоть до 55 градусов северной широты (в России — южнее границы Москва — Новосибирск). Технология получения топлива из рапсового масла проста: его смешивают с синтетическим метиловым спиртом, добавляют щелочь и катализатор, а потом нагревают смесь до 50°С. После охлаждения жидкость расслаивается на рапсово-метиловый спирт (РМЭ) и глицерин. Себестоимость РМЭ на 15-20% выше стоимости эквивалентного ему бензина а76. Поэтому, чтобы стимулировать производство биотоплива, государство предоставляет изготовителям дотации. Кроме того, в Европе уже начали продавать автомобили, рассчитанные только на биотопливо, причем цены на них также искусственно снижают.

В мировые лидеры по производству биологического топлива вышла Австрия, где в качестве сырья наряду с рапсом используется и подсолнечник. Эта небольшая европейская страна не только обеспечивает себя биологическим топливом, но и экспортирует его в ряд стран Европы и Азии.

Заводы по производству РМЭ уже построены в Латвии и Литве. Такая мера помогла Прибалтийским странам вступить в ЕС еще до 2005 года: в качестве условия эти государства обязывались довести уровень потребления биологического топлива до 7,5%.

России промышленное производство биологического топлива пока видится только в отдаленной перспективе, но ученые уже вплотную заняты этой проблемой. Во Всероссийском научно-исследовательском институте электрификации сельского хозяйства построена опытная установка для получения углеводородного топлива из древесины ивы и тополя. Побеги этих растений без дополнительного ухода за год вырастают на 3 метра, а скашивать их можно обычным кукурузоуборочным комбайном. С одного гектара посадок получают до 7 тонн биологического топлива (для рапса этот показатель составляет всего 2 тонны). Россия — это не Европа, не США и тем более не Бразилия. Тут более суровый климат, и получать дешевый спирт или масло, снимая по несколько урожаев в год, не выйдет. Климат заметно ограничивает и применение биотоплива. Например, биодизельные топлива на основе рапсового масла застывают при температуре около -15°С, а в ряде случаев и выше.

Стандартов на биодизельное топливо в России пока нет, и продавать его на заправках не спешат. Тем не менее в стороне от мировых тенденций Россия не остается: во-первых, с «биодизелем» экспериментируют ученые и конструкторы, а во-вторых, производство топлива из растительного сырья потихоньку налаживается: компания «Русбиодизель» планирует построить завод в Армавире, правда, ориентировано предприятие будет поначалу на экспорт.

В Ростовской области уже сегодня Всероссийским научно-исследовательским и проектно-технологическим институтом механизации и электрификации сельского хозяйства (ГНУ ВНИПТИМЭСХ) впервые в России разработана областная целевая программа «Производство и использование биотоплива на основе растительных масел в АПК Ростовской области». Цель этой программы, по словам директора ГНУ ВНИПТИМЭСХ Виктора Пахомова, — создать все необходимые финансовые и экономические условия для использования биотоплива в АПК Ростовской области. Планируется, что биотопливо будет производиться и использоваться непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях. На очередном заседании научно-технического совета областного Минсельхоза ГНУ ВНИПТИМЭСХ представил доработанный вариант программы, реализовывать которую планируется в три этапа. Первый включает в себя внедрение прогрессивных технологий, необходимого оборудования для производства биотоплива и реализацию пилотных проектов. На втором этапе планируется субсидирование затрат сельхозпроизводителей. Третий же предполагает широкое внедрение технологий производства биологического топлива. На внедрение этой программы планируется выделение 20,5 млн. рублей из областного бюджета. К тому же, как рассказал Виктор Пахомов, уже сегодня многие предприятия заинтересованы во внедрении биотоплива и готовы вложить в реализацию программы собственные средства. Таким образом, будут привлечены 47,2 млн. рублей внебюджетных средств.

— Если программа будет внедрена, то потребление дизельного топлива сократится на 15-20%, будет создана устойчивая топливная база и появятся дополнительные рабочие места, — отметил Виктор Пахомов. — А также будут значительно снижены экологические нагрузки.

Рассказы о чудесных веществах, совершенно не загрязняющих окружающую среду и более эффективных, чем бензин, керосин и дизельное топливо, в последнее время встречаются все чаще. Сторонники говорят, что биотопливо меньше загрязняет атмосферу, а противники возражают, что при сгорании альтернативного топлива выделяются те же продукты, что и при сжигании ископаемого. На самом деле при сгорании любых видов топлива выделяются углекислый газ, вода и несколько примесей, многие из которых являются вредными: моноксид углерода, оксиды азота, углеводороды и т.п. но при сгорании биологического топлива выделяется значительно меньше углекислого газа — виновника парникового эффекта.

Ректор Азово-Черноморской государственной аграрно-инженерной академии (АЧГАА), доктор технических наук Михаил Таранов прогнозирует возникновение проблем во время непосредственной реализации программы, поскольку еще нет законченной технологии. Неизвестно, как будет работать техника на таком топливе, и к тому же биотопливо замерзает при -15 °С.

— В Германии существуют около 3,5 тысячи заводов по производству биотоплива, многие из которых действуют при сельхозпредприятиях, а к 2008 году планируется увеличение их количества до 4 тысяч, — рассказывает он. — Но и там производители биотоплива сталкиваются с большими проблемами. В будущем году мы планируем посетить несколько немецких заводов по производству биотоплива из рапсового масла. Этот визит позволит нам избежать некоторых проблем при внедрении новых технологий.

А по мнению директора ООО «Агросоюз «Донской» Игоря Дзреева, сельхозпредприятия в любом случае выиграют, будут ли использовать биотопливо, или нет, так как появится возможность выращивать новые культуры и реализовывать продукцию по новым направлениям.

В итоге решением заместителя губернатора — министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Вячеслава Василенко, областная целевая программа «Производство и использование биотоплива на основе растительных масел в АПК Ростовской области» будет вынесена на заседание коллегии областного минсельхоза, потом будет представлена в областной администрации и направлена в Законодательное собрание. Таким образом, если программа будет одобрена, Ростовская область станет пионером в области производства биотоплива в России, а у сельхозпредприятий области появится возможность не только обеспечивать себя доступным и экологически безопасным топливом, но и реализовывать его в соседние регионы.


Автор: Екатерина Минакова