ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10: сделано на ƒону (7103)
Ќовости компаний (5106)
Ѕольшой магазин — большие перспективы (6008)
≈катерина ћинакова  
—тавка на силовиков (5086)
јнна √оренко  
¬ борьбе обретешь ты право свое… (5503)
ƒмитрий —амболенко  
«доровые амбиции (5338)
 ирилл ¬ласенко  
¬се равны, как на подбор… (5149)
ƒело «ƒеловой –оссии» (5057)
≈катерина ћинакова  
¬адим ¬икулов, генеральный директор агентства инвестиционного развити€ –остовской области: «“еперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8067)
 ирилл ¬ласенко  
«»нвестиционный бум в –оссии уже началс€», — считает президент Ќациональной инвестиционной ассоциации »рина Ўешеро (7402)
ќбласть станет пионером в производстве биотоплива (6445)
≈катерина ћинакова  
¬ строю флагманов экономики (5141)
јнастаси€ ќльховик  
¬адим ¬аршавский: «“о, что происходит в донской экономике, € называю новой индустриализацией» (7073)
 ирилл ¬ласенко  
Ѕудущее нашей армии (4884)
«–еформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7265)
ћаксим ƒмитриев  
ќткровенный разговор за круглым столом (5183)
Ћюдмила “урбина  
–оссии нужен закон о топливно-энергетическом балансе (5380)
≈диноначалие дл€ газовых компаний (6006)
Ќовые тарифные планы ё“  (11076)

 

¬€чеслав √лазычев: «јгломераци€м нужна инфраструктура»

є 7(14) (2007)
 оличество просмотров: 5728
¬ерси€ дл€ печати


Ѕурный рост российской экономики в последние годы обусловил стремительное развитие регионов страны. — какими проблемами сталкиваютс€ власти крупных мегаполисов, каковы перспективы развити€ страны в целом и ее субъектов в частности, что представл€ют собой стратегии развити€ регионов и областей? Ќа эти и другие вопросы «¬естнику» ответил председатель  омиссии ќбщественной палаты по вопросам регионального развити€ и местного самоуправлени€, профессор кафедры теории и истории архитектуры ћосковского архитектурного института ¬€чеслав √лазычев.

— Ќачина€ с конца прошлого года, € в роли эксперта ћинистерства регионального развити€ –‘ просматривал все без исключени€ стратегии развити€ регионов. “€жела€, скажу вам, штука. –исовались некие планы меропри€тий, слово «стратеги€» там использовалось только дл€ красоты, почти всегда без диалога с муниципалитетами, без участи€ реальных гражданских и бизнес-сообществ, с классической схемой аутсорсинга, то есть стремлением нан€ть дл€ этих целей какую-нибудь московскую или питерскую компанию. я хорошо знаю эти компании, они по-разному себ€ ведут. Ќекоторые играют в очень лихую игру: внимательно выслушивают начальство, а потом возвращают им все, что было сказано в хорошей упаковке. Ѕезотказный прием, отлично действует, но совершенно не способствует эффективному развитию региона.

¬ этих так называемых стратеги€х просматривались три вещи. ѕервую вещь € уже назвал — отсутствие диалога с осмысленной частью населени€. ¬торую особенность можно назвать «оестествлением абстракции». —уть ее заключаетс€ вот в чем. ≈сть границы субъектов ‘едерации. «а врем€ советской власти и в постсоветскую эпоху они мен€лись в стране 22 раза. Ќе все сразу, конечно, но без конца. Ѕыла „ечено-»нгушска€ республика — стали „ечн€ и »нгушети€. Ѕыла ¬еликолукска€ область, теперь есть только ѕсковска€. Ќаступило от этого счастье? Ќет, не наступило. ¬се это нужные, но абстрактные схемы. ƒа, надо как-то делить территорию, чтобы выплачивать люд€м пенсии, чтобы доставл€ть почту и так далее. Ќо все эти функции рассчитаны на поддержание существовани€, а не на развитие. ј есть реальные регионы, € бы даже назвал их странами, которые формируютс€ исторически и экономически совершенно другим образом. ≈сть, скажем, така€ «страна» — √орнозаводской ”рал. ‘ормально она никак не выделена, часть ее приходитс€ на „ел€бинскую область, часть — на —вердловскую. Ёто цела€ структура, в которой есть определенные традиции. Ёто ощущаетс€ в единстве ландшафта, в экономических и бытовых св€з€х населени€, во многих других вещах. ƒрама этих стратегий в том, что эти «страны» в них никак не представлены.

“реть€, еще более печальна€ вещь — белые п€тна на картах. ќчередна€ губерни€ или республика предъ€вл€ет в коллегию ћинрегиона свою стратегию развити€. Ќа белом листе п€тно, аккуратно вырезанное ножницами из карты, а вокруг простираетс€ бела€ пустын€… ќсобенно трогательно выгл€дела стратеги€ развити€ ћосковской области, где в центре была вырезана дырка, так как ћосквы де-юре там нет, и, соответственно, в чистоте душевной был представлен бублик. ¬от эти три несчасть€ оказались пока плотно заложены в большинство стратегий.  азалось бы, кака€ разница, что там написано? увы, нет. ƒальше, согласно требовани€м существующего √радостроительного кодекса, нужно выстроить схемы территориального планировани€. Ћетом этого года € вместо замминистра регионального развити€ проводил телемост со страной, в котором участвовали 50 регионов. ¬ы€снилось, что в большей или меньшей степени пригодные к утверждению схемы территориального планировани€ сделали только 4 региона.

— 1 €нвар€ 2008 года должен вступить в действие закон, по которому вс€ка€ инвестиционна€ де€тельность парализуетс€ при отсутствии этих схем. ¬идимо, придетс€ переносить сроки. ¬се это показывает, насколько трудно разворачиваетс€ схема, пока она двигаетс€ только в этой €кобы пирамидальной системе св€зей. ћы сейчас много говорим о вертикали власти, но пока вместо вертикали есть веник — множество вертикалей.  аждое ведомство выстраивает свою, координаци€ между ними нулева€, и никому не пон€тно, как ее производить. ѕока она выстраиваетс€ только через верх по пр€мому указанию.

— ћногие регионы страны сейчас стрем€тс€ к созданию так называемых агломераций. ¬ частности, реализаци€ этой идеи планируетс€ в –остовской области.  ак вы относитесь к их созданию?

— ƒа, говорить сегодн€ об этом модно. ”вы, чаще всего это просто административный ход, чтобы решить какую-то задачу. Ќапример, «добрать» население до миллиона и получить больше финансовых средств из центра, как в »ркутске. ‘актически это называетс€ поглощением. ¬ мире есть немало примеров создани€ агломераций, но они складывались и складываютс€ отнюдь не административным путем, а на основе взаимных договоренностей, взаимовыгодного сотрудничества крупнейших поселений и всех остальных. „то могу сказать про ростов-на-ƒону? —начала надо заниматьс€ инфраструктурными св€з€ми, это фундамент, основа. ѕредстоит отработать серьезную совместную программу транспортной инфраструктуры. Ѕудет она сделана, заработает как следует — тогда можно двигатьс€ дальше. √лавное — не торопитьс€ с администрированием… кроме отторжени€, оно не вызывает ничего. ќгромное число людей воспринимает подобные сли€ни€ как лишение себ€ статуса. ѕоложительный пример могу привести с „ел€бинском. ¬ сент€бре там были подписаны первые договоры между городом и сельским муниципальным районом по обычным житейским вопросам: питьевой воды, еды, транспорта, площадок под вынос новых предпри€тий из города, площадок под строительство жиль€ и рекреацию. Ќичего особенного, но по этим житейским вещам там договорились, а не продавили ресурсом. ќчень надеюсь, что все это перейдет в реализационную стадию, тогда в –оссии по€витс€ перва€ реальна€ агломераци€ — взаимодействие территориально взаимосв€занных поселений выстроитс€ в определенную действующую модель.  стати, мэр „ел€бинска за€вл€ет, что ни в коем случае речь не идет об административном объединении. Ёто очень важно.

— ј вы верите в референдумы, которые предвар€ют создание агломераций?

— Ќе очень, потому что всерьез референдум можно проводить только с людьми подготовленными, которые услышали все «за» и «против», увидели аргументы. референдум на чувствах — это просто игра.

— —егодн€ закон об€зывает проводить публичные слушани€ перед прин€тием генплана развити€ города. „иновники говор€т, что в таком обсуждении смысла нет, так как каждый человек держит на плане свой дом. ѕо-вашему, в какой форме должен проходить этот диалог с осмысленной частью населени€?

— ’ороший и абсолютно справедливый вопрос. ƒело в том, что этот фарс под названием «общественное слушание», заложенный в законе, только фарсом и может быть. ќбсуждать такую сложную штуку, как генеральный план, люди могут лишь в абстрактно-социальном смысле.  аждый имеет право высказатьс€, но об€зательно нужна независима€ экспертиза с участием профессионалов из других городов, а еще лучше — стран. »наче толку от этих слушаний не будет никакого. ј вот если проводить слушание на уровне двора, микрорайона, то это друга€ ситуаци€. „исло экспертов тут гораздо выше. ћама с кол€ской — эксперт, женщина с сумками — эксперт. «десь это работает, а вот на уровень выше, особенно на уровень большого города, без включени€ независимой экспертизы, — только фарс.

—  ак вы относитесь к точечной застройке, котора€ широко шагает по стране?

— “очечна€ застройка по всем крупным городам идет с неверо€тным напр€жением… ќп€ть же необходимо сначала создать систему обслуживани€ резко возрастающего транспортного потока, а потом уже застраивать. —оветские микрорайоны планировались под тогдашнее представление о жизни, а живем мы в них сейчас. ¬ них малое число выездов, редкие поперечные св€зи, микрорайоны огромные. Ќорма, на которую в идеале рассчитывалась жизнь советского человека, составл€ла 16 автомобилей на 100 человек, а мы имеем теперь совсем другие цифры. ‘ормально сейчас €кобы объ€вили конец точечной застройке.   сожалению, € уверен, что продолжатьс€ все будет точно так же, только называтьс€ будет комплексной реконструкцией микрорайонов.

— Ќаселение все больше стремитс€ уехать из деревень, жить и работать в крупных городах. Ётот процесс не остановить?

— ƒа, множество мелких деревень скоро исчезнут просто по факту. Ќекоторые превращаютс€ в дачные поселки. Ёто хорошо, потому что все-таки сохран€етс€ обжитое место. ƒругие небольшие поселени€ будут разорваны на части крупными. ѕри минимальном подъеме экономики это происходит автоматически. ¬се дееспособное, молодое и активное стремитс€ туда, где выше заработки и лучше услови€ жизни. Ќормальна€ человеческа€ логика. ќсновой здесь могут стать крупные села. ќни могут быть каркасом, таким же важным, как малые города. ƒл€ этого надо, чтобы в полную силу заработали нацпроекты, прежде всего «ќбразование» и «ƒоступное жилье». “огда есть шанс, что люди останутс€ на месте, а не уедут, усилива€ давление на крупные города, и без того разрушающиес€ со своей инфраструктурой. ќдной из своих задач в роли члена ќбщественной палаты € как раз и считаю усиление тех мест, из которых складываетс€ все остальное — молекул€рного уровн€.

—  ак же это сделать?

— ≈сть обща€ социально-психологическа€ теорема, доказанна€ уже давно. ¬ любой точке земного шара всегда есть минимум 2,5% населени€, у которых повышенный IQ, повышенные энергетика и чувство ответственности, высока€ активность. Ѕывает несколько больше, но меньше 2,5% не бывает никогда. Ёто то меньшинство, которое может решить задачу, если пот€нет за собой других. Ќе всех, но многих. ≈сли один т€нет за собой дес€тку, будет результат. ¬ыращивать их пока никто не умеет. ј вот вызвать, мобилизовать, найти €кор€, к которым они пот€нутс€ добровольно, можно. ¬ этом и заключаетс€ искусство управлени€. «десь главное — создание условий, при которых эти люди про€вл€ютс€ и самореализуютс€.

¬опрос в том, как их вытащить на поверхность. ¬с€ предыдуща€ социальна€ система, а во многом и нынешн€€, направлена на то, чтобы этих людей либо вт€нуть внутрь администрации и использовать их ресурсы, либо подавить и исторгнуть… —оответственно, они напр€жены, озабочены, на голое постановление или лозунг их не возьмешь. Ќужно провоцирующее исследование, которое одновременно €вл€етс€ социальным действием. “ак у нас получилось с маленьким городом ћышкин, который мы начали тормошить в эпоху раздачи ваучеров. “еперь этот небольшой город — крупный туристический центр. ј начиналось все с простого разговора, с вы€влени€ нескольких человек, с участием которых можно реализовать идею… ќни там были. “ребовалось только внешнее усилие, чтобы власть их признала субъектами действи€, а не просто замечательными людьми.

— ¬ 90-е годы было очень попул€рно слово «суверенитет». —ейчас федеральным округам нужны сильные суверенные образовани€?

— ƒавайте называть вещи своими именами. Ќикакого суверенитета у частей целого быть не может. автономи€ может быть. ќни бывают разной структуры, например, культурно-этнические. ƒл€ р€да наших этногрупп: башкир, татар — автономии отнюдь не покрывают территорию условного субъекта ‘едерации. »звестно, что татар вне “атарстана больше, чем в самой республике. я считаю, что очень важно увеличить полномочи€ на реальных местах. ѕрежде всего это относитс€ к муниципалитетам. если мы решим эту проблему, то усилим и «страны», которые держатс€ на городах. “огда можно будет говорить о разумной корректировке федеративной политики. –осси€ не исключение, в мире хватает федеративных стран — те же јвстри€, √ермани€ и многие другие. Ќо сначала это надо вырастить. ј игра словами: «суверенитет», «наш суверенитет» — очень опасна, она приводила и приводит только к непри€тност€м.


јвтор: ћаксим ƒмитриев

 

††