ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10: сделано на ƒону (7109)
Ќовости компаний (5108)
Ѕольшой магазин — большие перспективы (6012)
≈катерина ћинакова  
—тавка на силовиков (5089)
јнна √оренко  
«доровые амбиции (5341)
 ирилл ¬ласенко  
¬се равны, как на подбор… (5151)
¬€чеслав √лазычев: «јгломераци€м нужна инфраструктура» (5732)
ћаксим ƒмитриев  
ƒело «ƒеловой –оссии» (5063)
≈катерина ћинакова  
¬адим ¬икулов, генеральный директор агентства инвестиционного развити€ –остовской области: «“еперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8077)
 ирилл ¬ласенко  
«»нвестиционный бум в –оссии уже началс€», — считает президент Ќациональной инвестиционной ассоциации »рина Ўешеро (7409)
ќбласть станет пионером в производстве биотоплива (6447)
≈катерина ћинакова  
¬ строю флагманов экономики (5144)
јнастаси€ ќльховик  
¬адим ¬аршавский: «“о, что происходит в донской экономике, € называю новой индустриализацией» (7075)
 ирилл ¬ласенко  
Ѕудущее нашей армии (4888)
«–еформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7268)
ћаксим ƒмитриев  
ќткровенный разговор за круглым столом (5185)
Ћюдмила “урбина  
–оссии нужен закон о топливно-энергетическом балансе (5385)
≈диноначалие дл€ газовых компаний (6014)
Ќовые тарифные планы ё“  (11088)

 

¬ борьбе обретешь ты право свое…

є 7(14) (2007)
 оличество просмотров: 5507
¬ерси€ дл€ печати


”ход€щий год дл€ донской экономики отмечен продолжающимс€ стабильным ростом объемов промышленного производства, выводом на рынок р€да федеральных брендов и усилением позиций крупных перерабатывающих компаний. ќднако нар€ду с обнадеживающим ростом крайне обострилась и конкурентна€ борьба как на внутреннем рынке, где донские товары народного потреблени€ традиционно соревновались с сосед€ми по ё‘ќ, так и на внешнем рынке, где в первую очередь наша сельхозпродукци€ столкнулась с отча€нным соперничеством товаров развитых западных стран. » если в р€де сегментов лидерство дончан несомненно, то в других оно далеко небесспорно.

 ак сообщили «¬естнику» в администрации –остовской области, на донских предпри€ти€х выпускаетс€ 100% производимых в стране магистральных электровозов, 94% швейных машин, более 60% зерноуборочных комбайнов. ¬едущее место в –оссии принадлежит т€желому вертолетостроению, производству навигационных систем дл€ судов, котельного теплообменного и водонагревательного оборудовани€, нефтеаппаратуры, тракторных культиваторов.

ѕо статистическим данным, за 10 мес€цев 2007 года индекс промышленного производства области вырос на 11,4% к уровню €нвар€-окт€бр€ 2006 года, что на 4,9% выше, чем в среднем по –оссии. ѕусть это даже усредненные величины, которые ласкают глаз, особенно накануне выборов в различные ветви власти. Ќо за ними стоит рынок, дл€ которого эмоции, в том числе и электорального свойства, мало что значат.

Ќет смысла рассматривать конкуренцию в добывающей промышленности. ≈сли ¬осточный ƒонбасс монопольно разрабатывает угольные месторождени€, то на  убани, на —таврополье и в  алмыкии успешно качают газ (на ƒону его дол€ мизерна, хот€ и увеличиваетс€ год от года) и нефть.   тому же выход на морской шельф также интересен добывающим компани€м вдали от донских берегов.

  Ќа донских предпри€ти€х выпускаетс€ более 60% зерноуборочных комбайнов.

—кажем, гордость донской экономики — бешеными темпами развивающийс€ стройкомплекс, результаты которого у всех на виду.  ак подвиг воспринимаетс€ то, что в этом году объемы жилищного строительства состав€т 1,7 млн. кв. м, а до 2010 года должны возрасти до 2,5 млн. кв. м. ¬ то же врем€ кубанские строители уже в прошлом году сдали 2,7 млн. кв. м, а ближе к ќлимпиаде эти цифры €вно зашкал€т за 3,5-3,7 млн. кв. м. ¬есь –остов счастлив от того, что наконец-таки в донской столице по€витс€ сво€ «п€тизвездочна€» гостиница (отель «’ай€тт ридженси» на базе будущего международного конгресс-центра «ƒон-ѕлаза»). ¬ то врем€ как на  убани их уже п€ть, а в ближайшие годы на соседний рынок зайдут такие крупные отельные игроки, как Marriott, Hilton, Kempinski, Jumeirah и др. »ными словами, угнатьс€ за вечными друзь€ми-соперниками донскому стройкомплексу в обозримом будущем, видимо, не суждено.  ак, соответственно, и в производстве стройматериалов…

— другой стороны, строительство немыслимо без большого количества металла, составл€ющего основу отрасли вообще. «десь кубанцы дончанам вообще не конкуренты, они лишь жаждущие потребители. »менно в ростовской области только за последний год чуть ли не все предпри€ти€, выпускающие металлопродукцию и метизы, объ€вили о наращивании объемов своего производства. ѕо данным –осстата, предпри€ти€ увеличили выпуск продукции с начала года на 7,7% и обеспечили 18,8% объема отгруженной продукции обрабатывающей промышленности. “ак, на «“агмете» (входит в «“рубную металлургическую компанию») рассчитывают, что в ходе реформы ∆ ’, в первую очередь на ёге –оссии, в отча€нной конкуренции с украинской продукцией будут использовать именно его прокат, — при прочих равных должно сказатьс€ менее капиталоемкое «логистическое плечо» таганрожцев.

— пуском в эксплуатацию п€тиручьевой машины непрерывного лить€ заготовок мощностью в 750 тыс. тонн стали в год «“агмет» рассчитывает зан€ть ведущие позиции и на отечественном сталеплавильном рынке.

Ќа сулинском —“ј —е (владелец ѕ√ «ћаир») уверены, что их железный порошок конкурентоспособен и востребован не только в отечественном автопроме, но и вполне соответствует европейским стандартам.  ак заметил «¬естнику» президент «ћаира» ¬иктор ћакушин, конкурентов в –оссии у его продукции нет, в насто€щий момент —“ј — в этом сегменте соревнуетс€ на рынке лишь с продукцией шведских металлургов.

Ќовочеркасский электродный завод (управл€етс€ близкой к «–енове» компанией «Ёнергопром-ћенеджмент») инвестирует в модернизацию предпри€ти€ более 1,2 млрд. рублей. Ќа эти средства летом была запущена нова€ обжигова€ печь графитации, позволивша€ вдвое увеличить производительность и на столько же снизить расход газа.

ѕо утверждению генерального директора завода ¬ладимира ‘окина, в результате на предпри€тии ожидаетс€ существенное наращивание производства экспортно-ориентированных графитированных электродов (только в 2007 году объем производства вырастет на 41%). ѕри этом конкурентов у ЌЁ«а на европейской части –оссии практически нет — ближайшие в —ибири и на ”рале.

Ќа Ѕелокалитвинском металлургическом производственном объединении (куплено в прошлом году транснациональной корпорацией Alcoa) не сомневаютс€ в том, что выпускаемые ими в Ѕелой  алитве алюминиевые листы дл€ авиационной промышленности занимают монопольное положение как в –оссии, так и в других странах, где делают авиалайнеры. »ностранный собственник объемы производства не форсирует, но скрупулезно вкладывает средства в обучение персонала, выстраивание логистических схем, модернизацию оборудовани€.

¬ итоге это должно привести к выводу Ѕ ћѕќ на позиции одного из мировых лидеров алюминиевой отрасли.   тому же в промышленную эксплуатацию в «гор€чем» режиме до конца 2007 года должен вступить –остовский электрометаллургический завод (собственник — √к «Ёстар»), специализирующийс€ именно на метизах. ¬сю вторую половину года велась борьба за возможность строительства в области ломоперерабатывающего завода. ќна шла между турецким Kurum Holding и отечественной «ћакси √руп». ≈сли учесть аппетиты претендентов на переработку 3 млн. тонн металлолома в год (подобное же количество лома прошло через порты азово-черноморского бассейна за весь 2006 год), то при реализации данного проекта можно предположить, что это совершенно убьет конкуренцию со стороны всех соседних регионов.

  Ќа донских предпри€ти€х выпускаетс€ 100% производимых в стране магистральных электровозов

¬полне конкурентоспособна и донска€ энергетика. “олько в 2007 году был решен вопрос о строительстве на Ќовочеркасской √–Ё— 9-го, а в перспективе и 10-го энергоблоков, работающих по технологии «циркулирующий кип€щий слой». Ёто позволит во многом решить сырьевую проблему, перевед€ блоки электростанции с дорожающего с каждым годом газа на уголь и даже сжига€ в котлах отработанную породу с многочисленных донских терриконов (в них все еще находитс€ до 40% угл€). ѕо этой же технологии собираютс€ работать модернизирующа€с€ Ёкспериментальна€ “Ё— и будуща€ Ќоворостовска€ √–Ё—, проект которой реанимирован тоже в уход€щем году. ѕредполагаетс€, что в результате энергетически сбалансированна€ ростовска€ область после наращивани€ мощностей станет «энергетическим донором», при этом снизив себестоимость выработки киловатт-часа и успешно конкуриру€ с нынешним «донором» — —тавропольским краем.

√ордость донской экономики — машиностроение — по выпуску продукции и оборудовани€ нарастило объемы до 113,3%, по сравнению с прошлогодними темпами. √лавным образом за счет двух своих локомотивов — ЌЁ¬«а и “ј√ј«а.

Ќовочеркасские электровозостроители, также безраздельно властвующие на бескрайних просторах железных дорог, только в этом году вывели на рынок два новых электровоза: грузовой односекционный Ё5к и магистральный пассажирский Ёѕ1ѕ. установочные партии обоих локомотивов уже заказаны ќјќ «–∆ƒ», ожидаетс€, что компани€ будет приобретать их у ЌЁ¬«а по контрактам, в которых значатс€ сотни таких локомотивов. » если «грузовик» заменит на железных дорогах новочеркасский же электровоз семейства «¬Ћ», то Ёѕ1ѕ вытеснит с рынка традиционного чешского конкурента «„—».

јвтомобилестроители родины „ехова увеличили выпуск легковых машин на 51,1%, грузовых — на 55,4%, изготовив попутно за 10 мес€цев 2473 автобуса. ¬ «легковом» сегменте т€гатьс€ с любимыми росси€нами иномарками они могут пока только по цене, но в самом –остове автобусы Hyundai уже заметно потеснили родные «√азели». ≈ще не полностью использует свой мощный потенциал «оборонка», но конкурентоспособные лидеры здесь уже давно известны. ¬ монополисты вышел «–оствертол», сумевший не только добитьс€ от командовани€ ¬¬— прин€ти€ решени€ на перевооружение всего боевого ударного парка российских вертолетов собственным ћи-28н («ночной охотник»), но и заключивший выгодный контракт с экстравагантным лидером ¬енесуэлы ”го „авесом, очарованным ростовскими геликоптерами.

ћедленно выдавливает конкурентов с амфибийного рынка и таганрогский “јЌ“  им. Ѕериева. ¬ этом ему здорово помогли природные катаклизмы нынешнего года — полыхающа€ в летних пожарах ≈вропа просто взмолилась о присылке российского пожарного гиганта Ѕе-200„—. ћожно теперь не сомневатьс€, что рынок сбыта дл€ таганрогских амфибий гарантирован. “ем более что наконец-таки уже в рамках ќбъединенной авиастроительной корпорации прин€то решение о сборке самолета не в далеком »ркутске, а на мощност€х простаивающего по соседству ќјќ «“авиа». Ќадо полагать, это вернет к жизни авиастроительное предпри€тие.

—овершенно определенные конкурентные перспективы у “ « « расный котельщик». ¬ ходе реформы –јќ «≈Ё— –оссии» подавл€ющее большинство котлов дл€ предпри€тий энергохолдинга будет производитьс€ именно в “аганроге. Ѕолее того, “ « вполне успешно выходит на рынки стремительно развивающихс€ индии (строительство котельного острова “Ё— «Ѕарх») и  ита€ (“Ё— «—уйджунь», “Ё— «»минь», “Ё— «÷зис€нь»).

 омбайностроители в этом году сделали широкий шаг — сразу за океан. ¬ход€щий в п€терку крупнейших мировых производителей комбайнов и сельхозтехники «–остсельмаш» включилс€ в мировую глобализацию и приобрел канадского производител€ тракторов Buhler Industries Inc. ¬озможно, это и не бог весть какой прорыв, но стоит вспомнить, что еще в советские годы значительную долю импортной пшеницы ———– получал именно из —траны кленового листа. “еперь по крайней мере намечаетс€ обратна€ тенденци€.

Ќаиболее серьезна€ конкуренци€ отмечаетс€ в сельском хоз€йстве и пищевой промышленности. «десь отраслевые битвы с переменным успехом идут не на жизнь, а (в преддверии вступлени€ –оссии в ¬“ќ) на смерть с сосед€ми-аграри€ми. „его там греха таить, донской молпром в подметки не годитс€ бурно прогрессирующему кубанскому (вожделенный «ёнимилк» до сих пор не обрадовал область разрекламированным комбинатом в азовском районе).

  Ќа донских предпри€ти€х выпускаетс€ 94% швейных машин

«ато донскому јѕ  вполне по силам т€гатьс€ с сосед€ми-«м€сниками». «јќ «–усска€ свинина» запустило в этом году первый из трех своих свинокомплексов на 100 тыс. голов в  аменском районе. ќ наращивании мощностей объ€вил «“авр», также закладывающий первый камень в будущий свинокомплекс — «јќ «Ѕатайское». ѕтицеводы «≈вродона» вывели на рынок бренд «»ндолина», мощно стартовав в «индюшином» сегменте и став на ёге –оссии монополистами. ѕока конкурентов у них в регионе и не предвидитс€.

ѕо маслопереработке область также занимает одно из ведущих мест в –оссии. —овокупные мощности двух «монстров» отечественного рынка: «ёг –уси» (бренды ««олота€ семечка», «јведовъ») и «јстон» (««лато», «¬олшебный край») — переваливают за 1,5 млн. тонн в год. ѕри этом оба производител€ ежегодно объ€вл€ют о новых планах наращивани€ мощностей и расширени€ географии продаж, выход€ с продукцией на рынки дальнего зарубежь€.

ѕока же, по данным донского минэкономики, –остовска€ область ввозит потребительские товары из регионов –оссийской ‘едерации на сумму около 28 млрд рублей. Ѕольша€ часть ввозимой продукции приходитс€ на продовольствие (51,7%). ѕри этом вывоз продовольстви€ составл€ет только п€тую часть всей вывозимой из области продукции (21%). ¬воз колбасных изделий и масла сливочного в 2,6 раза превышает вывоз, м€сных консервов — в 140 раз, м€сорастительные консервы только ввоз€тс€ и т.д.

—ложнее ситуаци€ у зерновиков. ѕадение урожайности и рост закупочных цен на зерновые в 2007 году привели к утрате экспортных позиций основных донских трейдеров. ¬ 2006-2007 годах безусловным лидером экспорта €вл€етс€ «ћеждународна€ зернова€ компани€» (владелец — «транснационал» Glenkor) — 2,28 млн. тонн (дол€ 16,47%). —реди дончан на третьем месте «ёгтранзитсервис» — 1,158 млн тонн (8,36%), на п€том — «ёг –уси» — 649,2 тыс. тонн (4,69%), на седьмом — «јстон» — 568,1 тыс. тонн (4,1%). ћожно сколь угодно рассуждать о погодных услови€х и неурожае (они равны были дл€ всех), но следует признать, что в этом году зерновики сработали куда хуже, чем прежде.

ѕо мнению министра экономики ¬иктора ƒер€бкина, несмотр€ на общее инвестиционное оживление, в пищевой и перерабатывающей промышленности продолжаетс€ инвестиционный голод и, как следствие, отсутствует простое воспроизводство капитальных ресурсов. ѕоэтому донские производители испытывают сложности со сбытом, а на прилавках крупных магазинов –остова-на-ƒону преобладает привозна€ продукци€ — в крупноформатных сет€х присутствует не более 30% донских товаров. —ами же донские предприниматели зачастую про€вл€ют пассивность и неспособность решать возникающие проблемы.

 онечно, сам рынок подстегнет товаропроизводителей, желающих сохранить свои позиции и удержатьс€ на гребне быстро мен€ющейс€ конъюнктуры. Ќо, как показывает практика, энерги€ и активность самих бизнесменов €вл€ютс€ основным фактором перспективного развити€ отраслей. ≈сли, конечно, мы не хотим просто превратитьс€ в обычную банановую провинцию, потребл€ющую все, что везет сюда чужа€ метрополи€.


јвтор: ƒмитрий —амболенко

 

††