Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано на Дону (7240)
Новости компаний (5231)
Большой магазин — большие перспективы (6140)
Екатерина Минакова  
Ставка на силовиков (5224)
Анна Горенко  
Здоровые амбиции (5461)
Кирилл Власенко  
Все равны, как на подбор… (5275)
Вячеслав Глазычев: «Агломерациям нужна инфраструктура» (5862)
Максим Дмитриев  
Дело «Деловой России» (5178)
Екатерина Минакова  
Вадим Викулов, генеральный директор агентства инвестиционного развития Ростовской области: «Теперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов» (8285)
Кирилл Власенко  
«Инвестиционный бум в России уже начался», — считает президент Национальной инвестиционной ассоциации Ирина Шешеро (7587)
Область станет пионером в производстве биотоплива (6579)
Екатерина Минакова  
В строю флагманов экономики (5264)
Анастасия Ольховик  
Вадим Варшавский: «То, что происходит в донской экономике, я называю новой индустриализацией» (7222)
Кирилл Власенко  
Будущее нашей армии (5020)
«Реформа энергетики обеспечит рост российской экономики» (7383)
Максим Дмитриев  
Откровенный разговор за круглым столом (5320)
Людмила Турбина  
России нужен закон о топливно-энергетическом балансе (5517)
Единоначалие для газовых компаний (6134)
Новые тарифные планы ЮТК (11261)

 

В борьбе обретешь ты право свое…

№ 7(14) (2007)
Количество просмотров: 5652
Версия для печати


Уходящий год для донской экономики отмечен продолжающимся стабильным ростом объемов промышленного производства, выводом на рынок ряда федеральных брендов и усилением позиций крупных перерабатывающих компаний. Однако наряду с обнадеживающим ростом крайне обострилась и конкурентная борьба как на внутреннем рынке, где донские товары народного потребления традиционно соревновались с соседями по ЮФО, так и на внешнем рынке, где в первую очередь наша сельхозпродукция столкнулась с отчаянным соперничеством товаров развитых западных стран. И если в ряде сегментов лидерство дончан несомненно, то в других оно далеко небесспорно.

Как сообщили «Вестнику» в администрации Ростовской области, на донских предприятиях выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов, 94% швейных машин, более 60% зерноуборочных комбайнов. Ведущее место в России принадлежит тяжелому вертолетостроению, производству навигационных систем для судов, котельного теплообменного и водонагревательного оборудования, нефтеаппаратуры, тракторных культиваторов.

По статистическим данным, за 10 месяцев 2007 года индекс промышленного производства области вырос на 11,4% к уровню января-октября 2006 года, что на 4,9% выше, чем в среднем по России. Пусть это даже усредненные величины, которые ласкают глаз, особенно накануне выборов в различные ветви власти. Но за ними стоит рынок, для которого эмоции, в том числе и электорального свойства, мало что значат.

Нет смысла рассматривать конкуренцию в добывающей промышленности. Если Восточный Донбасс монопольно разрабатывает угольные месторождения, то на Кубани, на Ставрополье и в Калмыкии успешно качают газ (на Дону его доля мизерна, хотя и увеличивается год от года) и нефть. К тому же выход на морской шельф также интересен добывающим компаниям вдали от донских берегов.

  На донских предприятиях выпускается более 60% зерноуборочных комбайнов.

Скажем, гордость донской экономики — бешеными темпами развивающийся стройкомплекс, результаты которого у всех на виду. Как подвиг воспринимается то, что в этом году объемы жилищного строительства составят 1,7 млн. кв. м, а до 2010 года должны возрасти до 2,5 млн. кв. м. В то же время кубанские строители уже в прошлом году сдали 2,7 млн. кв. м, а ближе к Олимпиаде эти цифры явно зашкалят за 3,5-3,7 млн. кв. м. Весь Ростов счастлив от того, что наконец-таки в донской столице появится своя «пятизвездочная» гостиница (отель «Хайятт ридженси» на базе будущего международного конгресс-центра «Дон-Плаза»). В то время как на Кубани их уже пять, а в ближайшие годы на соседний рынок зайдут такие крупные отельные игроки, как Marriott, Hilton, Kempinski, Jumeirah и др. Иными словами, угнаться за вечными друзьями-соперниками донскому стройкомплексу в обозримом будущем, видимо, не суждено. Как, соответственно, и в производстве стройматериалов…

С другой стороны, строительство немыслимо без большого количества металла, составляющего основу отрасли вообще. Здесь кубанцы дончанам вообще не конкуренты, они лишь жаждущие потребители. Именно в ростовской области только за последний год чуть ли не все предприятия, выпускающие металлопродукцию и метизы, объявили о наращивании объемов своего производства. По данным Росстата, предприятия увеличили выпуск продукции с начала года на 7,7% и обеспечили 18,8% объема отгруженной продукции обрабатывающей промышленности. Так, на «Тагмете» (входит в «Трубную металлургическую компанию») рассчитывают, что в ходе реформы ЖКХ, в первую очередь на Юге России, в отчаянной конкуренции с украинской продукцией будут использовать именно его прокат, — при прочих равных должно сказаться менее капиталоемкое «логистическое плечо» таганрожцев.

С пуском в эксплуатацию пятиручьевой машины непрерывного литья заготовок мощностью в 750 тыс. тонн стали в год «Тагмет» рассчитывает занять ведущие позиции и на отечественном сталеплавильном рынке.

На сулинском СТАКСе (владелец ПГ «Маир») уверены, что их железный порошок конкурентоспособен и востребован не только в отечественном автопроме, но и вполне соответствует европейским стандартам. Как заметил «Вестнику» президент «Маира» Виктор Макушин, конкурентов в России у его продукции нет, в настоящий момент СТАКС в этом сегменте соревнуется на рынке лишь с продукцией шведских металлургов.

Новочеркасский электродный завод (управляется близкой к «Ренове» компанией «Энергопром-Менеджмент») инвестирует в модернизацию предприятия более 1,2 млрд. рублей. На эти средства летом была запущена новая обжиговая печь графитации, позволившая вдвое увеличить производительность и на столько же снизить расход газа.

По утверждению генерального директора завода Владимира Фокина, в результате на предприятии ожидается существенное наращивание производства экспортно-ориентированных графитированных электродов (только в 2007 году объем производства вырастет на 41%). При этом конкурентов у НЭЗа на европейской части России практически нет — ближайшие в Сибири и на Урале.

На Белокалитвинском металлургическом производственном объединении (куплено в прошлом году транснациональной корпорацией Alcoa) не сомневаются в том, что выпускаемые ими в Белой Калитве алюминиевые листы для авиационной промышленности занимают монопольное положение как в России, так и в других странах, где делают авиалайнеры. Иностранный собственник объемы производства не форсирует, но скрупулезно вкладывает средства в обучение персонала, выстраивание логистических схем, модернизацию оборудования.

В итоге это должно привести к выводу БКМПО на позиции одного из мировых лидеров алюминиевой отрасли. К тому же в промышленную эксплуатацию в «горячем» режиме до конца 2007 года должен вступить Ростовский электрометаллургический завод (собственник — Гк «Эстар»), специализирующийся именно на метизах. Всю вторую половину года велась борьба за возможность строительства в области ломоперерабатывающего завода. Она шла между турецким Kurum Holding и отечественной «Макси Груп». Если учесть аппетиты претендентов на переработку 3 млн. тонн металлолома в год (подобное же количество лома прошло через порты азово-черноморского бассейна за весь 2006 год), то при реализации данного проекта можно предположить, что это совершенно убьет конкуренцию со стороны всех соседних регионов.

  На донских предприятиях выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов

Вполне конкурентоспособна и донская энергетика. Только в 2007 году был решен вопрос о строительстве на Новочеркасской ГРЭС 9-го, а в перспективе и 10-го энергоблоков, работающих по технологии «циркулирующий кипящий слой». Это позволит во многом решить сырьевую проблему, переведя блоки электростанции с дорожающего с каждым годом газа на уголь и даже сжигая в котлах отработанную породу с многочисленных донских терриконов (в них все еще находится до 40% угля). По этой же технологии собираются работать модернизирующаяся Экспериментальная ТЭС и будущая Новоростовская ГРЭС, проект которой реанимирован тоже в уходящем году. Предполагается, что в результате энергетически сбалансированная ростовская область после наращивания мощностей станет «энергетическим донором», при этом снизив себестоимость выработки киловатт-часа и успешно конкурируя с нынешним «донором» — Ставропольским краем.

Гордость донской экономики — машиностроение — по выпуску продукции и оборудования нарастило объемы до 113,3%, по сравнению с прошлогодними темпами. Главным образом за счет двух своих локомотивов — НЭВЗа и ТАГАЗа.

Новочеркасские электровозостроители, также безраздельно властвующие на бескрайних просторах железных дорог, только в этом году вывели на рынок два новых электровоза: грузовой односекционный Э5к и магистральный пассажирский ЭП1П. установочные партии обоих локомотивов уже заказаны ОАО «РЖД», ожидается, что компания будет приобретать их у НЭВЗа по контрактам, в которых значатся сотни таких локомотивов. И если «грузовик» заменит на железных дорогах новочеркасский же электровоз семейства «ВЛ», то ЭП1П вытеснит с рынка традиционного чешского конкурента «ЧС».

Автомобилестроители родины Чехова увеличили выпуск легковых машин на 51,1%, грузовых — на 55,4%, изготовив попутно за 10 месяцев 2473 автобуса. В «легковом» сегменте тягаться с любимыми россиянами иномарками они могут пока только по цене, но в самом Ростове автобусы Hyundai уже заметно потеснили родные «Газели». Еще не полностью использует свой мощный потенциал «оборонка», но конкурентоспособные лидеры здесь уже давно известны. В монополисты вышел «Роствертол», сумевший не только добиться от командования ВВС принятия решения на перевооружение всего боевого ударного парка российских вертолетов собственным Ми-28н («ночной охотник»), но и заключивший выгодный контракт с экстравагантным лидером Венесуэлы Уго Чавесом, очарованным ростовскими геликоптерами.

Медленно выдавливает конкурентов с амфибийного рынка и таганрогский ТАНТК им. Бериева. В этом ему здорово помогли природные катаклизмы нынешнего года — полыхающая в летних пожарах Европа просто взмолилась о присылке российского пожарного гиганта Бе-200ЧС. Можно теперь не сомневаться, что рынок сбыта для таганрогских амфибий гарантирован. Тем более что наконец-таки уже в рамках Объединенной авиастроительной корпорации принято решение о сборке самолета не в далеком Иркутске, а на мощностях простаивающего по соседству ОАО «Тавиа». Надо полагать, это вернет к жизни авиастроительное предприятие.

Совершенно определенные конкурентные перспективы у ТКЗ «Красный котельщик». В ходе реформы РАО «ЕЭС России» подавляющее большинство котлов для предприятий энергохолдинга будет производиться именно в Таганроге. Более того, ТКЗ вполне успешно выходит на рынки стремительно развивающихся индии (строительство котельного острова ТЭС «Барх») и Китая (ТЭС «Суйджунь», ТЭС «Иминь», ТЭС «Цзисянь»).

Комбайностроители в этом году сделали широкий шаг — сразу за океан. Входящий в пятерку крупнейших мировых производителей комбайнов и сельхозтехники «Ростсельмаш» включился в мировую глобализацию и приобрел канадского производителя тракторов Buhler Industries Inc. Возможно, это и не бог весть какой прорыв, но стоит вспомнить, что еще в советские годы значительную долю импортной пшеницы СССР получал именно из Страны кленового листа. Теперь по крайней мере намечается обратная тенденция.

Наиболее серьезная конкуренция отмечается в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Здесь отраслевые битвы с переменным успехом идут не на жизнь, а (в преддверии вступления России в ВТО) на смерть с соседями-аграриями. Чего там греха таить, донской молпром в подметки не годится бурно прогрессирующему кубанскому (вожделенный «Юнимилк» до сих пор не обрадовал область разрекламированным комбинатом в азовском районе).

  На донских предприятиях выпускается 94% швейных машин

Зато донскому АПК вполне по силам тягаться с соседями-«мясниками». ЗАО «Русская свинина» запустило в этом году первый из трех своих свинокомплексов на 100 тыс. голов в Каменском районе. О наращивании мощностей объявил «Тавр», также закладывающий первый камень в будущий свинокомплекс — ЗАО «Батайское». Птицеводы «Евродона» вывели на рынок бренд «Индолина», мощно стартовав в «индюшином» сегменте и став на Юге России монополистами. Пока конкурентов у них в регионе и не предвидится.

По маслопереработке область также занимает одно из ведущих мест в России. Совокупные мощности двух «монстров» отечественного рынка: «Юг Руси» (бренды «Золотая семечка», «Аведовъ») и «Астон» («Злато», «Волшебный край») — переваливают за 1,5 млн. тонн в год. При этом оба производителя ежегодно объявляют о новых планах наращивания мощностей и расширения географии продаж, выходя с продукцией на рынки дальнего зарубежья.

Пока же, по данным донского минэкономики, Ростовская область ввозит потребительские товары из регионов Российской Федерации на сумму около 28 млрд рублей. Большая часть ввозимой продукции приходится на продовольствие (51,7%). При этом вывоз продовольствия составляет только пятую часть всей вывозимой из области продукции (21%). Ввоз колбасных изделий и масла сливочного в 2,6 раза превышает вывоз, мясных консервов — в 140 раз, мясорастительные консервы только ввозятся и т.д.

Сложнее ситуация у зерновиков. Падение урожайности и рост закупочных цен на зерновые в 2007 году привели к утрате экспортных позиций основных донских трейдеров. В 2006-2007 годах безусловным лидером экспорта является «Международная зерновая компания» (владелец — «транснационал» Glenkor) — 2,28 млн. тонн (доля 16,47%). Среди дончан на третьем месте «Югтранзитсервис» — 1,158 млн тонн (8,36%), на пятом — «Юг Руси» — 649,2 тыс. тонн (4,69%), на седьмом — «Астон» — 568,1 тыс. тонн (4,1%). Можно сколь угодно рассуждать о погодных условиях и неурожае (они равны были для всех), но следует признать, что в этом году зерновики сработали куда хуже, чем прежде.

По мнению министра экономики Виктора Дерябкина, несмотря на общее инвестиционное оживление, в пищевой и перерабатывающей промышленности продолжается инвестиционный голод и, как следствие, отсутствует простое воспроизводство капитальных ресурсов. Поэтому донские производители испытывают сложности со сбытом, а на прилавках крупных магазинов Ростова-на-Дону преобладает привозная продукция — в крупноформатных сетях присутствует не более 30% донских товаров. Сами же донские предприниматели зачастую проявляют пассивность и неспособность решать возникающие проблемы.

Конечно, сам рынок подстегнет товаропроизводителей, желающих сохранить свои позиции и удержаться на гребне быстро меняющейся конъюнктуры. Но, как показывает практика, энергия и активность самих бизнесменов являются основным фактором перспективного развития отраслей. Если, конечно, мы не хотим просто превратиться в обычную банановую провинцию, потребляющую все, что везет сюда чужая метрополия.


Автор: Дмитрий Самболенко