Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Со страной в едином ритме (4780)
Топ-10: сделано на-Дону (6228)
Соглашение о сотрудничестве (5083)
Новости политики (5077)
Новости компаний (5784)
Стратегические амбиции Дона: федеральный центр их приветствует (6322)
Кирилл Власенко  
Нина Сверчкова, заместитель главы администрации (губернатора) области — министр финансов Ростовской области: «Мне часто приходится говорить «нет» (6622)
Дни Ростовской области в столице: Москва дончанам верит (5679)
Инна Зотова  
«Малый бизнес» выходит на международный уровень (6279)
Анастасия Смирнова  
Инновационный потенциал Дона (10700)
Анастасия Погонская  
Венчурная индустрия и инновационный процесс (10754)
Василий Соколов  
Экопроизводство: важно и престижно (5553)
Анастасия Ольховик  
Пластиковые карты: в ногу со временем (9183)
Мария Прокофьева   
Малому бизнесу помогут внедрить систему менеджмента качества (5018)
Грядущие изменения в законодательстве по аудиторской деятельности (5402)
Пояснительная записка коммерческой организации глазами аудитора (6598)
«Задача страховщика — все предусмотреть» (5374)
Бизнес сохранен, когда он защищен (5063)
Анастасия Смирнова  
Урожай низкий, цены высокие (6857)
Екатерина Минакова  

 

Вырастить цивилизованного налогоплательщика

№ 6(13) (2007)
Количество просмотров: 5817
Версия для печати


Считать чужие деньги — любимейшее занятие миллионов. Но есть люди, для которых это занятие является профессией. Налоговая служба в нашей стране была основана в 1990 году и практически сразу стала самостоятельным государственным органом. Итоговые результаты работы армии налоговиков выражаются в конкретных суммах, которые получают бюджеты всех уровней.

О буднях налоговых инспекторов, повседневных проблемах и планах на будущее — в интервью с заместителем начальника Инспекции ФНC России по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону Галиной Борзяк.

— Галина Григорьевна, какие этапы в развитии и становлении налоговой службы вы считаете самыми важными за 17 лет?

— Дело в том, что законодательство о налогах и сборах появилось и стало активно развиваться как самостоятельная отрасль российского законодательства в последнее десятилетие прошлого века. Соответственно потребовалось создание в Российской Федерации системы налоговых органов. Необходимо было создать законодательство о налогах и сборах, выстроить налоговую систему России и сформировать структуру налоговой службы.

Мы начинали с чистого листа. Самым сложным периодом были первые годы. Начиналось совершенно новое дело. Мы нарабатывали опыт методом проб и ошибок, осваивали совершенно новые методы работы, взяли на вооружение новейшую и потому еще почти неизученную программу. ЭОД (электронная обработка данных) — это замечательный комплекс, который обеспечил работу налоговых инспекторов в очень многих направлениях служебной деятельности. Нам удалось добиться многого, и сделали мы это прежде всего потому, что в нашей инспекции сложился прекрасный коллектив профессионалов-единомышленников.

— Работу налоговиков в первую очередь оценивают по количественным показателям. Каковы цифры налоговых поступлений за 9 месяцев 2007 года?

— С начала года в бюджетную систему РФ поступило 2953931,0 тыс. руб., что составляет 148% от аналогичного показателя за прошлый год. Отмечается стабильный рост поступлений в консолидированный бюджет РФ. За 9 месяцев с учетом ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, сумма составила 2264040,0 тыс. руб., или 147% от показателей прошлого года. Поступления в областной бюджет составили 1051715,0 тыс. руб., это на 40% больше, чем в прошлом году за тот же период. Количество юрлиц только в 2007 г. возросло на 93 налогоплательщика, а ИП — на 1435.

Это цифры. А сколько всего остается «за кадром»! С одной стороны, кропотливая работа специалистов налоговой службы, а с другой — новые социальные программы. И все-таки я считаю, что главная задача и главный показатель продуктивной работы налоговых органов — создание базы цивилизованных законопослушных налогоплательщиков.

— Иными словами, когда предприятие является дисциплинированным налогоплательщиком и не имеет признаков нарушений, и его главбух может спать спокойно? Но ведь многое в этом деле зависит и от уровня профессиональной культуры налогового инспектора, от его подхода к работе и к людям…

— Можно и так сказать. Эта формулировка отражает одну из целей, которые мы ставим перед собой. Вырастить профессиональные кадры. Специалист налоговой службы — не просто человек, имеющий специальные знания. Это и социолог, и психолог. Важно помнить, что он работает не с бумагами, а с людьми! Профессиональной подготовке наших сотрудников мы уделяем особое внимание. Во время еженедельных учебных занятий по изучению новых нормативных документов мы разбираем конкретные примеры из повседневной практики, схемы по уклонению от уплаты налогов, выявленные при проведении мероприятий налогового контроля.

Еще одна важная задача — повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля, а также формирование единой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования налоговых проверок. Проще говоря, при такой системе налогоплательщик, оценивая свою экономическую деятельность, сможет с высокой степенью вероятности определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. Зная ответ, он примет соответствующее решение, например, уточнит свои налоговые обязательства.

Сегодня результативность выездных проверок у нас стопроцентная. Потому что каждая проверка проводится только после тщательного предпроверочного анализа собственной информации и информации из внешних источников. Кстати, по результатам такой контрольной работы в бюджет дополнительно начислено125068,0 тыс. руб. Доначисления на одну выездную проверку организации составляют, в среднем, 993,4 тыс. руб., а на одну выездную проверку предпринимателей — 241,7 тыс. руб.

Еще одну проблему — очереди к налоговому инспектору — мы, я думаю, тоже скоро решим. Строится новый операционный зал, где посетителей смогут одновременно принимать и консультировать несколько инспекторов, кроме того, автоматизация учета и использование возможностей виртуальных отчетов и платежей позволят свести такие очереди и вовсе на нет.

— В заключение интервью по традиции — о планах и надеждах…

— Я думаю, перечисленные новшества вместе с будущими преобразованиями позволят не только снизить налоговую нагрузку на экономику, но и сделать налоговую систему более прозрачной. А это в свою очередь будет способствовать как развитию бизнеса, так и стабилизации социально-экономической ситуации в нашей стране.

Безусловно, налоги — это финансовый стержень, без которого не обеспечивалась бы защита прав граждан, не было бы ни административно-командной системы страны, ни армии, ни системы здравоохранения, образования… Хочется, чтобы как можно больше наших налогоплательщиков понимали это. И даже гордились тем, что добросовестно платят налоги.

Ведь собранные по налоговой линии деньги — это основа государственного бюджета, а в любой стране именно на средства казны проводятся все конструктивные перемены. Чем больше людей осознает эту простую истину, тем больше будет у нас добросовестных налогоплательщиков, уважающих, поверьте, нелегкий труд налогового инспектора.


Автор: Галина Шувалова