Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Со страной в едином ритме (4784)
Топ-10: сделано на-Дону (6234)
Соглашение о сотрудничестве (5087)
Новости политики (5081)
Новости компаний (5788)
Нина Сверчкова, заместитель главы администрации (губернатора) области — министр финансов Ростовской области: «Мне часто приходится говорить «нет» (6632)
Дни Ростовской области в столице: Москва дончанам верит (5684)
Инна Зотова  
«Малый бизнес» выходит на международный уровень (6286)
Анастасия Смирнова  
Инновационный потенциал Дона (10703)
Анастасия Погонская  
Венчурная индустрия и инновационный процесс (10760)
Василий Соколов  
Экопроизводство: важно и престижно (5558)
Анастасия Ольховик  
Пластиковые карты: в ногу со временем (9186)
Мария Прокофьева   
Вырастить цивилизованного налогоплательщика (5823)
Галина Шувалова  
Малому бизнесу помогут внедрить систему менеджмента качества (5023)
Грядущие изменения в законодательстве по аудиторской деятельности (5405)
Пояснительная записка коммерческой организации глазами аудитора (6602)
«Задача страховщика — все предусмотреть» (5378)
Бизнес сохранен, когда он защищен (5068)
Анастасия Смирнова  
Урожай низкий, цены высокие (6860)
Екатерина Минакова  

 

Стратегические амбиции Дона: федеральный центр их приветствует

№ 6(13) (2007)
Количество просмотров: 6326
Версия для печати


Прежде чем быть утвержденной парламентариями, Стратегия развития Ростовской области на период до 2020 г. прошла экспертизу экономического, научного и бизнес-сообщества. Предложенный разработчиками сценарий заключается в экономическом росте региона при интеграции России в глобальную экономику. Он должен быть обеспечен за счет четырех основных факторов: ускоренного развития транспортной инфраструктуры и логистики, формирования конкурентоспособных кластеров, восстановительного роста и технологической модернизации на крупных предприятиях традиционной индустрии, а также создания новых производств за счет притока инвестиций и инноваций.

Событие, о котором говорили на протяжении последних полутора лет, произошло 30 октября. В этот день донской парламент единогласно утвердил Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Разработка документа велась в соответствии с решением Министерства регионального развития РФ и распоряжением федерального правительства РФ. Были мобилизованы лучшие специалисты в сфере региональной экономики, ученые, Российского союза промышленников и предпринимателей, федеральных министерств, полпредства президента в ЮФО.

Состоялись ряд общественных слушаний, независимая экспертиза бизнес-сообщества, проведены глубинные интервью с представителями основных секторов экономики и социальной сферы, опрос работников крупных, средних и мелких предприятий… Большой резонанс имела деловая стратегическая игра — «мозговой штурм» с участием федеральной, региональной и муниципальных властей, руководителей предприятий и учебных заведений, ученых. Согласно существующей статистике, в мире реализуется от 10% до 20% разработанных стратегий. Для участников всех этих дискуссий было принципиально важно, чтобы Стратегия развития Ростовской области попала в число реализованных…

Перед разработчиками стояло несколько одинаково важных задач: оценка потенциала социально-экономического развития Дона; взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов, обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов власти региона.

Стратегия включает анализ экономических и инфраструктурных резервов Ростовской области, диагностику и анализ ключевых проблем ее развития, комплексную оценку внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие региона, определение его миссии. В документе также определены стратегические субъекты, «точки» и территории роста, внешние ограничения и возможности развития, направления (способы) решения каждой проблемы, а также последовательность решаемых задач…

Стратегия увязана с концепцией развития ЮФО и с концепциями развития отдельных отраслей Российской Федерации. Ключевыми ее целями определены: повышение уровня и качества жизни населения; обеспечение конкурентоспособности экономики региона, а также устойчивости его пространственного развития.

  Виктор Дерябкин

за основу Стратегии социально-экономического развития ростовской области на период до 2020 года взяты прогнозы и перспективы роста российской Федерации на этот же период. А именно:

  1. Россия в долгосрочной перспективе остается одним из основных поставщиков сырья и продуктов переработки на мировой рынок.
  2. Рост российского внутреннего рынка, превращение его в значимый сегмент мировой экономики. Рост потребительских расходов на уровне 7-8% в год. Это будет стимулировать приток импорта, прямых иностранных инвестиций, приход глобальных торговых систем.
  3. Продолжение интеграции российской экономики в глобальный рынок: увеличение импорта, выравнивание цен на основные сырьевые товары, приведение деятельности отечественных предприятий к мировым стандартам качества, технологии, управления. Результат этого — снижение конкурентоспособности отдельных сегментов экономики, которые чувствительны к ценам на сырьевые товары (например, машиностроение) и которые будут испытывать давление импорта (сельское хозяйство и пищевая промышленность).
  4. Сохранение в среднесрочной перспективе макроэкономической устойчивости: темпы инфляции, повышение покупательной способности рубля, укрепление бюджетной системы страны.
  5. Инновационный путь развития России. Доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции должна достигнуть 25-35% при нынешних 2,5%.
  6. Демографическая ситуация. В первую очередь сокращение трудоспособного населения с 89,8 млн. до 77,2 млн. человек.

Авторы стратегии учли последствия такого сценария. Основное производство России переместится в северные и восточные регионы. Прогнозируется развитие транспортных и торговых узлов, крупных городских агломераций. По-прежнему более половины ВВП будет производиться в 10 российских территориях. Следует ожидать роста новых форм экономической и социальной активности, направленных на привлечение инвестиций, миграционный приток, стимулирование инновационного развития — создания особых экономических, технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, технопарков, федеральных университетов, авиационных хабов, формирование игорных зон.

В этой связи Дон обладает неоспоримыми преимуществами: географическое положение, природно-климатические и земельные ресурсы, административный статус. Наличие крупной агломерации, диверсифицированная структура экономики, транспортная инфраструктура, значительный демографический потенциал позволяют Ростовской области быть на Юге страны регионом-локомотивом.

Уже сейчас область демонстрирует переход от экономики производства к экономике услуг и более высокие, чем в целом по России, темпы роста ВВП — 108-110% в год. Удвоение ВРП на Дону произойдет уже в 2008 году. Сценарий развития Ростовской области, предложенный в Стратегии, — это экономический рост при интеграции России в глобальную экономику. Он будет обеспечен за счет четырех основных процессов:

  • Первый — ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, логистики и прочих услуг.
  • Второй — формирование конкурентоспособных кластеров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности (зерно, производство и переработка птицы и мяса, молока, овощей), производстве сельхозмашин, энергетическом машиностроении, легкой промышленности, индустрии стройматериалов, автомобилестроении.
  • Третий — восстановительный рост и технологическая модернизация на крупных предприятиях, в частности, оборонно-промышленного комплекса.
  • Четвертый — создание новыхпроизводств за счет притока в регион новых инвестиций и инноваций — технологических и индустриальных партий, экономических зон, бизнес-инкубаторов.

  Владимир Княгинин

В Стратегию попал целый ряд проектов, имеющих мультипликативный эффект и распространяющихся не только на Ростовскую область. В частности, «Южный хаб», универсальный порт, вторая нитка Кочетовского гидроузла, третий, четвертый и последующие блоки Волгодонской АЭС, заводы по производству биоэтанола.

Вместе с тем разработчики обратили внимание на внутренние ограничения развития Ростовской области, с которыми приходится считаться. Прежде всего это технологическая отсталость. Предприятия региона не обладают значимыми в международных масштабах технологиями. Износ основных фондов в машиностроении составляет 50-80%. Взаимодействие с научно-исследовательскими организациями во всех сферах развито крайне слабо, уровень инновационной активности — низкий. Другой фактор — трансформация рынка труда: дефицит рабочих рук, квалификационный дисбаланс, несоответствие системы профобразования запросам работодателей. Нельзя не считаться также с ростом инфраструктурных ограничений и увеличением экологических рисков.

Тем не менее авторы документа — оптимистичны. Ожидается, что к 2020 г. донской ВРП увеличится в 3,3 раза, оборот розничной торговли — в 3,7 раза, инвестиции в основной капитал — в 4,7 раза. Для сравнения: за предыдущие 15 лет рост составил 2,2 раза, 3 раза и 92% соответственно.

Миссией Ростовской области, по мнению разработчиков, должно стать ее становление как управленческого и инновационно-технологического центра развития Юга России и части Центрально-Черноземного региона, а также части СНГ. По оценке чиновников Министерства регионального развития РФ, Россия сегодня «хорошо развивается по отраслям и плохо — в регионах».

Поэтому правительство планирует отказаться от отраслевого типа развития страны в пользу регионального и будет придерживаться принципа: «Помогать следует сильным».

«Разработка грамотной и амбициозной программы стратегического развития очень важна в плане оценки потенциала региона федеральным Центром и последующей финансовой поддержки заявленных этим регионом инвестиционных проектов, — отмечают в Минрегионразвития. — В России должно быть выделено 10-12 ведущих регионов, которые выступят экономическими локомотивами. Ростовская область — один из самых экономически мощных субъектов ЮФО — имеет хорошие шансы стать таким локомотивом на Юге».

Ожидается, что к 2020 г. донской ВРП увеличится в 3,3 раза, оборот розничной торговли — в 3,7 раза, инвестиции в основной капитал — в 4,7 раза. Для сравнения: за предыдущие 15 лет рост составил 2,2 раза, 3 раза и 92% соответственно.

  Александр Починок

Компетентные мнения

«Перед нами стоят амбициозные цели». Виктор Дерябкин, заместитель губернатора — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области:

— Мы обратились к разработчикам с просьбой собрать лучших экспертов,

чтобы разработать лучшую Стратегию. Документ, который окажется потом на полке, нам не нужен. Нам нужен документ, который поможет определить точки дальнейшего роста, значительно поднять уровень и качество жизни населения Ростовской области. Данная Стратегия не является планом работ ни для власти, ни для бизнеса. Это документ, в котором предложены стратегические направления развития Ростовской области на основе глубокого анализа развития Российской Федерации, мирового сообщества, оценки наших собственных сильных и слабых сторон. В Ростовской области нет нефти, газа, золота, алмазов, но есть огромный экономический, промышленный, научный потенциал. В настоящее время на Дону созданы все условия для привлечения инвестиций — как российских, так и иностранных. Среди региональных приоритетов — особые экономические зоны, проекты, реализуемые на условиях частно-государственного партнерства. Уже два года отраслевые областные министерства работают на конечный результат. Чего мы хотим? Перед нами стоят амбициозные цели: выйти на первое место в Южном федеральном округе по уровню социально-экономического развития. Рост ВРП на десять процентов в год нас не устраивает — мы хотим минимум пятнадцать процентов.

«Дон обречен быть центром юга страны». Владимир Княгинин, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад»:

— Ростовская область достаточно хорошо воспользовалась итогами экономического роста в стране: темпы развития региона соотносятся с общенациональными и даже превышают их. Основные секторы донской экономики, на которые сделана ставка в Стратегии, — это сельское хозяйство, пищевая промышленность, электроэнергетика, машиностроение, металлообработка. Хорошие перспективы — у «оборонки»… У Ростовской области — много сильных сторон. Это административный, культурный, образовательный центр. Она занимает выгодное геоэкономическое и геополитическое положение. Располагает благоприятными климатическими условиями, обширными земельными ресурсами, демографическим потенциалом. Сохранила миграционную привлекательность. Имеет одну из крупнейших в России агломераций… Существует, правда, серия рисков, связанных с падением эффективности производства, старением основных фондов, демографическим спадом и системой расселения… И тем не менее Дон обречен быть центром Юга страны.

«Ростовская область научилась «продавать» себя». Александр Починок, член Совета Федерации РФ:

— При работе над Стратегией важно было понять, чего хотят власти региона, затем проанализировать — какими ресурсами они располагают. А после — посмотреть, каким путем идти к намеченным целям. Предстояло получить конкретные ответы на вопросы: что предстоит сделать Федерации, что региону, что муниципальным образованиям, а что сделают сами предприниматели и население. Считаю, такие ответы по большинству направлений получены. Развитие новых промышленных зон, качественное изменение инфраструктуры, создание мощных логистики и ритейла, реализация проектов в сфере АПК, строительство предприятий по производству легко продаваемой и доходной продукции… Мы нашли достаточно много точек роста, которые способны обеспечить Дону экономический рост выше европейских и среднемировых темпов. Ростовская область всегда умела хорошо производить, но не всегда умела хорошо «продавать» себя. Теперь научилась.


Автор: Кирилл Власенко