Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Заглянуть за горизонт… (4936)
Топ-10: сделано на Дону (7661)
Визит Грызлова на Дон (4919)
Новости компаний (5596)
Один пишем, два в уме… У Ростовской области появится трехлетний бюджет (6570)
Кирилл Власенко  
Форум в Сочи, или «наша цель — побить Каннский MIPIM» (6182)
Илья Сазонов  
Ростовской области — 70! (6220)
Екатерина Минакова  
Азов-Сити: ставки сделаны… ставки еще есть… (10208)
Кирилл Власенко  
Таганрогский авиационный альянс (9560)
Антонина Панкова  
Больше, чем опрос… (5821)
Анастасия Погонская  
Конкурсный отбор субъектов инновационной деятельности на получение господдержки (5512)
В Ростове все спокойно? (6383)
Лиза Калитина  
Постоянный поиск и движение вперед (5088)
Преднамеренное банкротство: уход от ответственности? (14132)
Маргарита Бессонова  
Малый и средний бизнес ростовского ТЭКа (6915)
Область газифицируется (5124)
Юрий Аксюшин  
Инновационный подход к развитию логистики и торговли (6043)
Проезд разрешен (5487)
Виктор Андреев   
Какие рынки следует закрыть? (6098)
Екатерина Минакова  

 

Необходимый шаг в верном направлении

№ 5(12) (2007)
Количество просмотров: 5362
Версия для печати


Областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий» действует уже три года. Эти три года стали временем принципиальных перемен в еще недавно депрессивных районах Восточного Донбасса. Сегодня очевидно: закон работает эффективно, и его разработка и принятие три года назад были объективно необходимы, оказались важным шагом в верном направлении. О том, что дал закон Восточному Донбассу и всему донскому краю, разговор с заместителем губернатора области Сергеем Назаровым.

— В июле текущего года исполнилось три года с начала реализации областного закона «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области». Расскажите, пожалуйста, как этот закон работает.

— Закон стал конкретным воплощением эффективного и взаимосогласованного частно-государственного партнерства. Полученные преференции в виде налоговых льгот хозяйствующие субъекты, заключившие договоры о региональной поддержке, компенсировали ростом таких показателей, как объем производства, фонд оплаты труда и заработная плата работников, создание новых рабочих мест, и как следствие — общим ростом налоговых отчислений.

За три года действия закона в администрацию области по вопросу заключения договора о региональной поддержке обратилось 109 хозяйствующих субъектов. С 85 из них договоры были заключены. Это дало им возможность получить льготы по налогу на имущество организаций, по налогу на прибыль организаций и транспортному налогу. Общий объем налоговых льгот, полученных хозяйствующими субъектами шахтерских территорий, заключившими договоры о региональной поддержке, за три года действия закона составил 159,0 млн. руб. По итогам 2006 г. предприятиями, заключившими договоры о региональной поддержке, достигнуты хорошие результаты. Среднесписочная численность работников увеличилась на 1875 человек и на 1 января 2007 г. составила 13 688 человек; годовой фонд оплаты труда составил 1,337 млн. руб., что на 409 млн. руб. больше, чем в 2005 г.; среднемесячная заработная плата выросла на 1811 руб.: с 8022 руб. в январе 2006 г. до 9833 руб. в декабре 2006 г.

— Основная цель закона — создание условий, способствующих росту доходов населения области и снижению уровня безработицы на шахтерских территориях. Как изменились эти и другие показатели за период действия закона?

— Действительно, для развития шахтерских территорий первостепенное значение имеет создание комфортных условий как для развития промышленного потенциала, так и для улучшения качества жизни каждого отдельно взятого жителя: постоянная работа, достойная заработная плата, возможность получить специальность, наличие необходимой социальной инфраструктуры… Все это должно быть на каждой территории, и тогда трудоспособное население не будет уезжать на заработки в другие регионы.

Областная администрация содействует и будет продолжать оказывать поддержку инвесторам в реализации серьезных проектов. Продолжится работа и по совершенствованию областной законодательной базы при условии, что это будет способствовать решению проблем занятости, обеспечит рост доходов населения, повысит бюджетную обеспеченность. За три года реализации закона среднемесячная зарплата по полному кругу предприятий на шахтерских территориях области заметно выросла, уровень регистрируемой безработицы снизился на всех шахтерских территориях, а в Шахтах он уже более года держится на уровне ниже среднеобластного показателя.

Соответственно, и количество граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения по шахтерским территориям, в сравнении с 2004 г. снизилось на 3408 человек и составило на 1 июля 2007 года 5833 человек.

— А как осуществляется координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления шахтерских территорий и хозяйствующих субъектов?

— Эту функцию выполнял Наблюдательный совет по развитию шахтерских территорий при администрации Ростовской области. На заседаниях Наблюдательного совета, которых за три года состоялось 16, обсуждались социально-экономическое положение в шахтерских территориях и меры, направленные на решение проблемных вопросов муниципальных образований. Регулярно рассматривался ход реализации положений закона, заслушивалась информация об исполнении мероприятий, утвержденных решением коллегии администрации области от 23.10.2006 г. № 53 «О результатах проведения социолого-статистических исследований ситуации на рынке труда шахтерских территорий Ростовской области».

Также на заседаниях делились опытом работы в условиях заключенных договоров о региональной поддержке руководители таких предприятий, как ЗАО «Швея», ОАО «Стройфарфор», ОАО «Ростовшахтострой», ОАО «Донецкая мануфактура М», ООО «Донской народный банк» и ряд других.

— Когда принимали закон, говорилось о том, что механизмы, заложенные в нем, должны привлечь на шахтерские территории инвесторов для создания новых производств. Как реализовались на практике эти ожидания?

— Безусловно, закон привлек инвесторов к размещению новых предприятий и развитию действующих производств на шахтерских территориях. Об этом сами инвесторы неоднократно заявляли, в том числе и на состоявшихся в середине июля в Шахтах мероприятиях по завершению этапа строительства и началу производства пуско-наладочных работ на электрометаллургическом заводе. Наряду с этим предприятие продолжает строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 2,5 млн. т в год в Новошахтинске. В 2006 г. в Шахтах была начата и в апреле 2007 г. успешно завершена реализация проекта по созданию нового крупного производства по выпуску мороженого, реализованного петербургской фирмой «Талосто».

Продолжает развиваться и наращивать объемы добычи пережившая второе рождение после смены собственника шахта «Садкинская». Она, заключив с администрацией области договор о региональной поддержке, уже в течение полутора лет пользуется налоговыми льготами. За этот период предприятием получены преференции в виде налоговых льгот в объеме почти 35 млн. руб., что позволило шахте нарастить свои технико-экономические показатели. Так, если на начало 2006 г. среднемесячная заработная плата на шахте составляла 9,7 тыс. руб., то по состоянию на 1 января 2007 г. она выросла до 12,6 тыс. руб. в месяц. Увеличелся и объем добычи угля. Если в I полугодии 2006 г. было добыто 478,8 тыс. т угля, то в I полугодии 2007 г. шахтеры выдали на-гора уже 803,8 тыс. т. В феврале этого года ОАО «Донуголь», также заключившее договор о региональной поддержке, ввело в эксплуатацию новую шахту «Шерловская-Наклонная» и продолжает строительство шахты «Обуховская №1» с обогатительной фабрикой. За период действия договора о региональной поддержке (с 1 июля 2006 года) ОАО «Донуголь» получило 1,7 млн. руб. налоговых льгот.

В 2007 г. в Шахтах начаты работы по реализации еще одного инвестиционного проекта. Речь идет о строительстве нового предприятия по переработке металлолома, которое будет обеспечивать сырьем электрометаллургический завод. Развиваются и другие пользующиеся региональной поддержкой предприятия. Так, если по итогам 2004 г. объем инвестиций по крупным и средним предприятиям на шахтерских территориях составил 1,8 млрд. руб., то по итогам 2006 г. этот показатель резко увеличился и составил 6,5 млрд. руб. Введены новые линии по производству керамогранита в ОАО «Стройфарфор» (г. Шахты), запущено новое оборудование по пошиву одежды в ЗАО «Швея» (г. Гуково), расширяют производство ООО «Аэро Алюминий» и ООО «БК Алпроф» (г. Белая Калитва), а также ОАО «Донецкий экскаватор» (г. Донецк).

Перспективным направлением дальнейшего развития шахтерских территорий области должно стать создание в соответствии с областным законом «О зонах экономического развития в Ростовской области» зоны экономического развития промышленного типа в Красносулинском районе. На сегодня уже имеются предварительные инвестиционные намерения по размещению на территории этой зоны ряда предприятий.

— Сергей Макарович, на какой из шахтерских территорий наиболее эффективно реализуется закон, и какие задачи по развитию шахтерских территорий стоят на будущее?

— Наибольших успехов в реализации закона добилась администрация города Шахты, где с хозяйствующими субъектами заключено 12 договоров о региональной поддержке. На этих предприятиях работает 10% от общего числа людей, занятых в городской экономике. Поняв, что закон можно и нужно использовать как средство от депрессии, вызванной реструктуризацией, мэрия активно его пропагандирует. Это наряду с другими положительными начинаниями муниципалитета позволило улучшить социально-психологический климат среди населения, дать жителям города уверенность в завтрашнем дне. Еще раз хочу отметить, что при эффективном и рачительном хозяйствовании региональная поддержка, установленная законом, представляет собой эффективный экономический инструмент, способствующий развитию как хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на шахтерских территориях, так и самих шахтерских территорий.

Закон продолжает работать и меняться. Внесение изменений в него не означает, что документ неэффективен, а лишь подчеркивает, что он совершенствуется вместе с изменяющимися экономическими условиями и является гибким инструментом для создания благоприятных инвестиционных условий. Изменения направлены на развитие, расширение и углубление существующих форм региональной поддержки, предоставляемой хозяйствующим субъектам на шахтерских территориях.

А для того чтобы закон работал еще более эффективно, нужно прикладывать и соответствующие усилия, а не ждать, когда ситуация сама по себе вдруг изменится в лучшую сторону. В шахтерских территориях работы предстоит еще очень много. Это и строительство нового жилья для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, и газификация, и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры, финансирование которых осуществляется за счет средств как федерального, так и областного бюджета.