Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Заглянуть за горизонт… (4940)
Топ-10: сделано на Дону (7668)
Визит Грызлова на Дон (4926)
Новости компаний (5601)
Один пишем, два в уме… У Ростовской области появится трехлетний бюджет (6577)
Кирилл Власенко  
Форум в Сочи, или «наша цель — побить Каннский MIPIM» (6189)
Илья Сазонов  
Ростовской области — 70! (6225)
Екатерина Минакова  
Азов-Сити: ставки сделаны… ставки еще есть… (10214)
Кирилл Власенко  
Больше, чем опрос… (5824)
Анастасия Погонская  
Конкурсный отбор субъектов инновационной деятельности на получение господдержки (5517)
В Ростове все спокойно? (6389)
Лиза Калитина  
Постоянный поиск и движение вперед (5090)
Преднамеренное банкротство: уход от ответственности? (14152)
Маргарита Бессонова  
Необходимый шаг в верном направлении (5365)
Малый и средний бизнес ростовского ТЭКа (6920)
Область газифицируется (5131)
Юрий Аксюшин  
Инновационный подход к развитию логистики и торговли (6048)
Проезд разрешен (5495)
Виктор Андреев   
Какие рынки следует закрыть? (6102)
Екатерина Минакова  

 

Таганрогский авиационный альянс

№ 5(12) (2007)
Количество просмотров: 9564
Версия для печати


Похоже, альянс двух таганрогских авиапредприятий — ТАНТК имени Бериева и ОАО «Тавиа» под эгидой «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) обретает зримые черты.

Похоже, альянс двух таганрогских авиапредприятий — ТАНТК имени Бериева и ОАО «Тавиа» под эгидой «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) обретает зримые черты.

Общая стоимость инвестпроекта, включающего завершение сертификационных испытаний Бе-200, подготовку его к серийному выпуску, продажу в России и на внешних рынках, в ценах 2-го квартала 2007 года составляет 2,79 млрд. рублей. Согласно бизнес-плану, проект может быть реализован в 2007-2021 годах.

Уход обоих под «крышу» государственного авиахолдинга сделал реальностью многолетние усилия владельцев ТАНТК — корпорации «Иркут» по сборке самолетов-амфибий Бе-200 не на берегу Байкала, за 5 тыс. км от своего приазовского КБ, а через забор от своих инженеров-конструкторов. Стоимость инвестпроекта специалисты оценивают в 2,79 млрд. рублей. Специалисты полагают, что сборка амфибий в Таганроге значительно снизит издержки и повысит рентабельность машин на международном рынке.

О налаживании сборки одного из самых больших в мире самолетов-амфибий Бе-200, разработанного Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева, на мощностях соседнего Таганрогского авиазавода начали говорить еще с 1998 года. В тот год Бе-200 впер­вые поднялся в небо. Разработчикам проекта было крайне неудобно стоять за кульманами в южном приморском городе, а сборочные работы производить на Иркутском авиационном производственном объединении (на тот момент ИАПО, ныне корпорация «Иркут», уже владело контрольным пакетом акций ТАНТК). Накладные и логистические расходы снижали рентабельность машины, а транспортная составляющая при перевозке комплектующих через полстраны делала амфибию «золотой».

При этом находящийся рядом с ТАНТК авиазавод ОАО «Тавиа» (контрольный пакет 44% акций принадлежал Росавиакосмосу и находился в управлении авиаконцерна «Туполев») на тот момент фактически простаивал без работы и на рубеже веков поддерживал себя на плаву лишь благодаря ремонту бомбардировщиков индийских ВВС Ту-95. Экономическая и финансовая ситуация под­сказывала вполне логичный вывод — заключить взаимовыгодный договор о сборке перспективной амфибии между соседями.

Однако в экономику вмешался личностный фактор. С одной стороны, конкурирующие между собой «Туполев» и владелец 38% акций ТАНТК авиаконцерн «Сухой» не горели желанием «сделать друг другу приятно», с другой, тогдашние генеральные директора ТАНТК (Геннадий Панатов) и «Тавиа» (Иван Семченко) категорически отвергали любую возможность сотрудничества.

Между тем заказ МЧС на покупку семи амфибий Бе-200 повис в воз­духе, и за долгое время спасателям удалось получить лишь один само­лет. Кроме того, иркутское авиапредприятие было завалено заказами на производство Як-130 и Су-30 МК для Индии, Малайзии и Алжира и просто физически не могло уделить внимание сборке амфибий.

Подобная ситуация не могла продолжаться долго. Владелец «Иркута» и нынешний председатель правления ОАК Алексей Федоров неоднократно озвучивал свои планы переноса сборки амфибий в Таганрог и предпринимал безуспешные попытки купить «Тавиа». Добиться он смог лишь того, что для начала удалось ликвидировать «личностный фактор». В 2003 году директора Панатов и Семченко были отправлены в отставку, а вариант кооперации между предприятиями начал обретать более реальные очертания.

Новые главы предприятий Валентин Боев и Николай Савицких сошлись на том, что кооперация между двумя соседями теперь возможна не только по сборке Бе-200, но и по другой амфибии — А-50 «Альбатрос», по сборке пассажирского Бе-103, а также по созданию среднемагистрального гражданского самолета Ту-334, призванного заменить на отечественных авиалиниях древний Ту-134.

В мае 2006 года генеральный директор «Иркута» Владимир Ковальков даже сделал заявление о том, что руководство авиахолдинга практически решило вопрос пере­носа производства Бе-200 из Иркутска в Таганрог, на ОАО «Тавиа», дабы удешевить сборку амфибий. В то же время он оговорился, что «этот вопрос сложный и требует множества проработок», поэтому окончательно говорить о сроках преждевременно.

Более конкретные сроки обозначились с созданием государственной Объединенной авиастроительной корпорации, в уставный капитал которой передали 100% акций АХК «Сухой», 15% акций — ВЭО «Авиа­экспорт», 38% — «Илюшин Финанс К°». Еще 25,5% поступили от «Комсомольского-на-Амуре авиационного объединения им. Ю.А. Гагарина», 86% — от «МАК "Илюшин"», 38% — от Нижегородского авиастроительного завода «Сокол», 25,5% — от Новосибирского АПО им. Чкалова, 90,8% — от ОАО «Туполев», 58% — от «Финансовой лизинговой компании». Под новой государственной «крышей» решать вопрос об объединении или кооперации двух предприятий стало уже гораздо легче.

В ноябре 2006 года решением внеочередного собрания акционеров ОАО «Тавиа» был освобожден от исполнения своих обязанностей генеральный директор компании Николай Савицких, а его кресло занял гендиректор ТАНТК Виктор Кобзев. По словам заместителя генерального директора «Тавиа» по экономике и финансам Александра Чуркина, новый руководитель предприятия сразу же обозначил свою программу развития авиазавода. Виктор Кобзев намерен «в перспективе объединить «Тавиа» и ТАНТК» и на их базе создать «полный цикл сборки самолетов Бе-200». Сам Александр Чуркин полагает, что объединение предприятий произойдет не раньше 2010 года.

По его мнению, на предприятии сегодня сохранились производственная база, на которой собирались самолеты еще до 1991 года, а также основная часть инженерно-технического состава. Перенос же чисто сборочного производства обойдется авиахолдингу в сумму не более $10 млн. Однако, по предположению Александра Чуркина, высокая стоимость доставки комплектующих из Иркутска в Таганрог по железной дороге может сделать сборку здесь Бе-200 нерентабельной. Но если иркутяне захотят налаживать производство узлов и агрегатов амфибии в Таганроге, считает он, то тогда речь должна идти о существенной модернизации предприятия, серьезных инвестициях и привлечении на завод новых кадров.

По мнению генерального директора ростовского представительства ИК «Тройка-Диалог» Ивана Ковалева, слияние авиастроительных компаний — очередной этап формирования мощного государственного холдинга «Объединенная авиастроительная корпорация», председателем правления которой является Алексей Федоров. Сбор активов, полагает Иван Ковалев, позволит снизить накал конкурентной борьбы на рынке и обеспечить предприятия авиахолдинга госзаказами.

Аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков полагает, что Алексей Федоров «все-таки продавил свою идею слияния ТАНТК и «Тавиа», что и позволит ему создать в Таганроге гидроамфибийный авиастроительный центр». По его мнению, «бывшее руководство «Тавиа», очевидно, было против такого слияния, поэтому его и заменили на «своего» Виктора Кобзева, который и будет претворять в жизнь планы иркутян».

Как заметили в администрации Ростовской области, «с уходом прежнего руководства «Тавиа» вполне логичный процесс объединения компаний нормализовался». Кроме того, таганрожцы могут оживить подзабытый проект создания 100-местного ближнемагистрального самолета Ту-334.

В феврале 2007 г. президент России Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК)», согласно которому новый государственный авиахолдинг внесен в список стратегических предприятий и акционерных обществ.

В руководстве ОАК сообщили, что по опыту создания других государственных оборонных холдингов «Тактическое ракетное вооружение», «Оборонпром») после внесения госпакетов в уставный капитал оформление технических документов для включения в состав корпорации всех заявленных предприятий и проведения их через собрания акционеров может пройти в срок от восьми месяцев до трех лет.

Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Кипа считает, что с созданием ОАК может получиться так, что некоторые из ее участников получат дополнительные финансовые вливания за счет других, более сильных своих коллег. В частности, полагает аналитик, «Ильюшин» и «Тавиа» выпускают схожую продукцию, поэтому более мощный «Ильюшин» может помочь таганрожцам переключиться на выпуск другого вида авиатехники.

  Кобзев Виктор Анатольевич

Особенно тенденция к долгожданному слиянию двух таганрогских авиапредприятий порадовала первого вице-премьера Сергея Иванова, посетившего их в июне. Сергей Иванов ознакомился с представленным ему руководством ТАНТК бизнеспланом завершения сертификационных испытаний Бе-200, подготовки его к серийному выпуску и продаже в России и на внешних рынках. Первый вице-премьер представленный план в целом одобрил, пообещав ему господдержку.

По утверждению специалистов, общая стоимость инвестпроекта в ценах второго квартала 2007 года составляет 2,79 миллиарда рублей. Согласно бизнес-плану, проект может быть реализован в 2007-2021 годах, его товарная программа составит 50 самолетов Бе-200. Срок окупаемости определен в четыре года после завершения капитальных вложений. В качестве источника финансирования проекта ТАНТК рассматривает получение господдержки в виде ассигнований из федерального бюджета, госгарантий Ростовской области по кредитным заимствованиям, субсидирования части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам на реализацию проекта и льгот по налогам.

Справка «Вестника»

Кобзев Виктор Анатольевич родился 14 ноября 1949 года. Окончил Московский авиационный институт. На ТАНТК работает с 1966 года, пройдя путь от ученика слесаря-сборщика до заместителя главного конструктора.

С 1992 по 2002 гг. был генеральным директором ЗАО «БЕТА ИР». С 2002 года — первый заместитель генерального директора ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Принимал активное участие в создании авиационных комплексов Ту-142МР и А-50, самолетов-амфибий Бе-200. Награжден орденами Почета и «За воинскую доблесть». Назначен генеральным директором ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» 1 октября 2003 года.


Автор: Антонина Панкова