ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

«агл€нуть за горизонт… (4798)
“оп-10: сделано на ƒону (7506)
¬изит √рызлова на ƒон (4789)
Ќовости компаний (5450)
ќдин пишем, два в уме… ” –остовской области по€витс€ трехлетний бюджет (6412)
 ирилл ¬ласенко  
‘орум в —очи, или «наша цель — побить  аннский MIPIM» (6004)
»ль€ —азонов  
–остовской области — 70! (6089)
≈катерина ћинакова  
јзов-—ити: ставки сделаны… ставки еще есть… (9965)
 ирилл ¬ласенко  
Ѕольше, чем опрос… (5674)
јнастаси€ ѕогонска€  
 онкурсный отбор субъектов инновационной де€тельности на получение господдержки (5368)
¬ –остове все спокойно? (6232)
Ћиза  алитина  
ѕосто€нный поиск и движение вперед (4950)
ѕреднамеренное банкротство: уход от ответственности? (13733)
ћаргарита Ѕессонова  
Ќеобходимый шаг в верном направлении (5236)
ћалый и средний бизнес ростовского “Ё а (6752)
ќбласть газифицируетс€ (4964)
ёрий јксюшин  
»нновационный подход к развитию логистики и торговли (5891)
ѕроезд разрешен (5349)
¬иктор јндреев   
 акие рынки следует закрыть? (5937)
≈катерина ћинакова  

 

“аганрогский авиационный аль€нс

є 5(12) (2007)
 оличество просмотров: 9371
¬ерси€ дл€ печати


ѕохоже, аль€нс двух таганрогских авиапредпри€тий — “јЌ“  имени Ѕериева и ќјќ «“авиа» под эгидой «ќбъединенной авиастроительной корпорации» (ќј ) обретает зримые черты.

ѕохоже, аль€нс двух таганрогских авиапредпри€тий — “јЌ“  имени Ѕериева и ќјќ «“авиа» под эгидой «ќбъединенной авиастроительной корпорации» (ќј ) обретает зримые черты.

ќбща€ стоимость инвестпроекта, включающего завершение сертификационных испытаний Ѕе-200, подготовку его к серийному выпуску, продажу в –оссии и на внешних рынках, в ценах 2-го квартала 2007 года составл€ет 2,79 млрд. рублей. —огласно бизнес-плану, проект может быть реализован в 2007-2021 годах.

”ход обоих под «крышу» государственного авиахолдинга сделал реальностью многолетние усили€ владельцев “јЌ“  — корпорации «»ркут» по сборке самолетов-амфибий Ѕе-200 не на берегу Ѕайкала, за 5 тыс. км от своего приазовского  Ѕ, а через забор от своих инженеров-конструкторов. —тоимость инвестпроекта специалисты оценивают в 2,79 млрд. рублей. —пециалисты полагают, что сборка амфибий в “аганроге значительно снизит издержки и повысит рентабельность машин на международном рынке.

ќ налаживании сборки одного из самых больших в мире самолетов-амфибий Ѕе-200, разработанного “аганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Ѕериева, на мощност€х соседнего “аганрогского авиазавода начали говорить еще с 1998 года. ¬ тот год Ѕе-200 впер­вые подн€лс€ в небо. –азработчикам проекта было крайне неудобно сто€ть за кульманами в южном приморском городе, а сборочные работы производить на »ркутском авиационном производственном объединении (на тот момент »јѕќ, ныне корпораци€ «»ркут», уже владело контрольным пакетом акций “јЌ“ ). Ќакладные и логистические расходы снижали рентабельность машины, а транспортна€ составл€юща€ при перевозке комплектующих через полстраны делала амфибию «золотой».

ѕри этом наход€щийс€ р€дом с “јЌ“  авиазавод ќјќ «“авиа» (контрольный пакет 44% акций принадлежал –осавиакосмосу и находилс€ в управлении авиаконцерна «“уполев») на тот момент фактически простаивал без работы и на рубеже веков поддерживал себ€ на плаву лишь благодар€ ремонту бомбардировщиков индийских ¬¬— “у-95. Ёкономическа€ и финансова€ ситуаци€ под­сказывала вполне логичный вывод — заключить взаимовыгодный договор о сборке перспективной амфибии между сосед€ми.

ќднако в экономику вмешалс€ личностный фактор. — одной стороны, конкурирующие между собой «“уполев» и владелец 38% акций “јЌ“  авиаконцерн «—ухой» не горели желанием «сделать друг другу при€тно», с другой, тогдашние генеральные директора “јЌ“  (√еннадий ѕанатов) и «“авиа» (»ван —емченко) категорически отвергали любую возможность сотрудничества.

ћежду тем заказ ћ„— на покупку семи амфибий Ѕе-200 повис в воз­духе, и за долгое врем€ спасател€м удалось получить лишь один само­лет.  роме того, иркутское авиапредпри€тие было завалено заказами на производство як-130 и —у-30 ћ  дл€ »ндии, ћалайзии и јлжира и просто физически не могло уделить внимание сборке амфибий.

ѕодобна€ ситуаци€ не могла продолжатьс€ долго. ¬ладелец «»ркута» и нынешний председатель правлени€ ќј  јлексей ‘едоров неоднократно озвучивал свои планы переноса сборки амфибий в “аганрог и предпринимал безуспешные попытки купить «“авиа». ƒобитьс€ он смог лишь того, что дл€ начала удалось ликвидировать «личностный фактор». ¬ 2003 году директора ѕанатов и —емченко были отправлены в отставку, а вариант кооперации между предпри€ти€ми начал обретать более реальные очертани€.

Ќовые главы предпри€тий ¬алентин Ѕоев и Ќиколай —авицких сошлись на том, что коопераци€ между двум€ сосед€ми теперь возможна не только по сборке Ѕе-200, но и по другой амфибии — ј-50 «јльбатрос», по сборке пассажирского Ѕе-103, а также по созданию среднемагистрального гражданского самолета “у-334, призванного заменить на отечественных авиалини€х древний “у-134.

¬ мае 2006 года генеральный директор «»ркута» ¬ладимир  овальков даже сделал за€вление о том, что руководство авиахолдинга практически решило вопрос пере­носа производства Ѕе-200 из »ркутска в “аганрог, на ќјќ «“авиа», дабы удешевить сборку амфибий. ¬ то же врем€ он оговорилс€, что «этот вопрос сложный и требует множества проработок», поэтому окончательно говорить о сроках преждевременно.

Ѕолее конкретные сроки обозначились с созданием государственной ќбъединенной авиастроительной корпорации, в уставный капитал которой передали 100% акций ј’  «—ухой», 15% акций — ¬Ёќ «јвиа­экспорт», 38% — «»люшин ‘инанс  °». ≈ще 25,5% поступили от « омсомольского-на-јмуре авиационного объединени€ им. ё.ј. √агарина», 86% — от «ћј  "»люшин"», 38% — от Ќижегородского авиастроительного завода «—окол», 25,5% — от Ќовосибирского јѕќ им. „калова, 90,8% — от ќјќ «“уполев», 58% — от «‘инансовой лизинговой компании». ѕод новой государственной «крышей» решать вопрос об объединении или кооперации двух предпри€тий стало уже гораздо легче.

¬ но€бре 2006 года решением внеочередного собрани€ акционеров ќјќ «“авиа» был освобожден от исполнени€ своих об€занностей генеральный директор компании Ќиколай —авицких, а его кресло зан€л гендиректор “јЌ“  ¬иктор  обзев. ѕо словам заместител€ генерального директора «“авиа» по экономике и финансам јлександра „уркина, новый руководитель предпри€ти€ сразу же обозначил свою программу развити€ авиазавода. ¬иктор  обзев намерен «в перспективе объединить «“авиа» и “јЌ“ » и на их базе создать «полный цикл сборки самолетов Ѕе-200». —ам јлександр „уркин полагает, что объединение предпри€тий произойдет не раньше 2010 года.

ѕо его мнению, на предпри€тии сегодн€ сохранились производственна€ база, на которой собирались самолеты еще до 1991 года, а также основна€ часть инженерно-технического состава. ѕеренос же чисто сборочного производства обойдетс€ авиахолдингу в сумму не более $10 млн. ќднако, по предположению јлександра „уркина, высока€ стоимость доставки комплектующих из »ркутска в “аганрог по железной дороге может сделать сборку здесь Ѕе-200 нерентабельной. Ќо если иркут€не захот€т налаживать производство узлов и агрегатов амфибии в “аганроге, считает он, то тогда речь должна идти о существенной модернизации предпри€ти€, серьезных инвестици€х и привлечении на завод новых кадров.

ѕо мнению генерального директора ростовского представительства »  «“ройка-ƒиалог» »вана  овалева, сли€ние авиастроительных компаний — очередной этап формировани€ мощного государственного холдинга «ќбъединенна€ авиастроительна€ корпораци€», председателем правлени€ которой €вл€етс€ јлексей ‘едоров. —бор активов, полагает »ван  овалев, позволит снизить накал конкурентной борьбы на рынке и обеспечить предпри€ти€ авиахолдинга госзаказами.

јналитик »  «‘»Ќјћ» ¬ладислав  очетков полагает, что јлексей ‘едоров «все-таки продавил свою идею сли€ни€ “јЌ“  и «“авиа», что и позволит ему создать в “аганроге гидроамфибийный авиастроительный центр». ѕо его мнению, «бывшее руководство «“авиа», очевидно, было против такого сли€ни€, поэтому его и заменили на «своего» ¬иктора  обзева, который и будет претвор€ть в жизнь планы иркут€н».

 ак заметили в администрации –остовской области, «с уходом прежнего руководства «“авиа» вполне логичный процесс объединени€ компаний нормализовалс€».  роме того, таганрожцы могут оживить подзабытый проект создани€ 100-местного ближнемагистрального самолета “у-334.

¬ феврале 2007 г. президент –оссии ¬ладимир ѕутин подписал указ «ќ некоторых вопросах ќјќ «ќбъединенна€ авиастроительна€ корпораци€» (ќј )», согласно которому новый государственный авиахолдинг внесен в список стратегических предпри€тий и акционерных обществ.

¬ руководстве ќј  сообщили, что по опыту создани€ других государственных оборонных холдингов «“актическое ракетное вооружение», «ќборонпром») после внесени€ госпакетов в уставный капитал оформление технических документов дл€ включени€ в состав корпорации всех за€вленных предпри€тий и проведени€ их через собрани€ акционеров может пройти в срок от восьми мес€цев до трех лет.

јналитик »  «ѕроспект» ƒмитрий  ипа считает, что с созданием ќј  может получитьс€ так, что некоторые из ее участников получат дополнительные финансовые вливани€ за счет других, более сильных своих коллег. ¬ частности, полагает аналитик, «»льюшин» и «“авиа» выпускают схожую продукцию, поэтому более мощный «»льюшин» может помочь таганрожцам переключитьс€ на выпуск другого вида авиатехники.

   обзев ¬иктор јнатольевич

ќсобенно тенденци€ к долгожданному сли€нию двух таганрогских авиапредпри€тий порадовала первого вице-премьера —ерге€ »ванова, посетившего их в июне. —ергей »ванов ознакомилс€ с представленным ему руководством “јЌ“  бизнеспланом завершени€ сертификационных испытаний Ѕе-200, подготовки его к серийному выпуску и продаже в –оссии и на внешних рынках. ѕервый вице-премьер представленный план в целом одобрил, пообещав ему господдержку.

ѕо утверждению специалистов, обща€ стоимость инвестпроекта в ценах второго квартала 2007 года составл€ет 2,79 миллиарда рублей. —огласно бизнес-плану, проект может быть реализован в 2007-2021 годах, его товарна€ программа составит 50 самолетов Ѕе-200. —рок окупаемости определен в четыре года после завершени€ капитальных вложений. ¬ качестве источника финансировани€ проекта “јЌ“  рассматривает получение господдержки в виде ассигнований из федерального бюджета, госгарантий –остовской области по кредитным заимствовани€м, субсидировани€ части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам на реализацию проекта и льгот по налогам.

—правка «¬естника»

 обзев ¬иктор јнатольевич родилс€ 14 но€бр€ 1949 года. ќкончил ћосковский авиационный институт. Ќа “јЌ“  работает с 1966 года, пройд€ путь от ученика слесар€-сборщика до заместител€ главного конструктора.

— 1992 по 2002 гг. был генеральным директором «јќ «Ѕ≈“ј »–». — 2002 года — первый заместитель генерального директора ќјќ «“јЌ“  им. √.ћ. Ѕериева». ѕринимал активное участие в создании авиационных комплексов “у-142ћ– и ј-50, самолетов-амфибий Ѕе-200. Ќагражден орденами ѕочета и ««а воинскую доблесть». Ќазначен генеральным директором ќјќ «“јЌ“  им. √.ћ. Ѕериева» 1 окт€бр€ 2003 года.


јвтор: јнтонина ѕанкова

 

††