Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Заглянуть за горизонт… (4940)
Топ-10: сделано на Дону (7668)
Визит Грызлова на Дон (4926)
Новости компаний (5601)
Один пишем, два в уме… У Ростовской области появится трехлетний бюджет (6577)
Кирилл Власенко  
Ростовской области — 70! (6225)
Екатерина Минакова  
Азов-Сити: ставки сделаны… ставки еще есть… (10213)
Кирилл Власенко  
Таганрогский авиационный альянс (9564)
Антонина Панкова  
Больше, чем опрос… (5824)
Анастасия Погонская  
Конкурсный отбор субъектов инновационной деятельности на получение господдержки (5517)
В Ростове все спокойно? (6389)
Лиза Калитина  
Постоянный поиск и движение вперед (5090)
Преднамеренное банкротство: уход от ответственности? (14152)
Маргарита Бессонова  
Необходимый шаг в верном направлении (5365)
Малый и средний бизнес ростовского ТЭКа (6920)
Область газифицируется (5131)
Юрий Аксюшин  
Инновационный подход к развитию логистики и торговли (6048)
Проезд разрешен (5495)
Виктор Андреев   
Какие рынки следует закрыть? (6102)
Екатерина Минакова  

 

Форум в Сочи, или «наша цель — побить Каннский MIPIM»

№ 5(12) (2007)
Количество просмотров: 6188
Версия для печати


VI международный инвестиционный форум «Сочи-2007» оказался рекордным по многим параметрам. Рекордное количество участников — почти 9000 человек. Рекордная сумма подписанных соглашений — на $23,3 млрд… По мнению вице-премьера правительства России Александра Жукова, этому есть несколько объяснений, главное из которых — общее улучшение инвестиционного климата в стране.

Четыре дня — с 20 по 23 сентября — все дороги вели на VI международный инвестиционный форум «Сочи-2007», проходивший под девизом «Россия на пороге масштабных инвестиций в инфраструктуру». Организаторы назвали его — ни больше ни меньше — главным форумом страны: «На первом форуме, в 2002 году, присутствовали 500 человек — и это был хороший старт. Тогда мы все помещались в скромном помещении одного из городских залов. А теперь даже огромный концертный зал «Фестивальный» не вместил всех участников и гостей».

Нельзя было не обратить внимания: предыдущие пять лет форум, зарождавшийся как региональный, назывался экономическим кубанским; в нынешнем году был произведен ребрендинг…

— Название выбрано правильно, — прокомментировал «Вестнику» член Совета Федерации Александр Починок. — Мы наконец-то решили: в Санкт-Петербурге, который постепенно отбирает пальму первенства у Давоса, обсуждаются вопросы макроэкономики. А Сочи — это инвестиции. И цель данного форума: побить — в хорошем смысле — каннский MIPIM как самую крупную инвестплощадку мира. Скажете: «Нам еще далеко». Разве?.. По сравнению с прошлым годом в Сочи приехали вдвое больше участников, привезены полторы тысячи великолепных проектов, которые не стыдно показывать на лучших форумах».

В самом деле: «Сочи-2007» побил все рекорды: на него прибыли 8826 человек, в том числе 6 федеральных министров, 38 глав регионов, руководители 5 официальных иностранных делегаций, около 50 топ-менеджеров крупнейших отечественных и зарубежных компаний. Общая выставочная площадь составила 40 тыс. кв. м, из них 262 кв. м занимала экспозиция Ростовской области…

«Каждый донской проект —это отдельная лунка»

Композиционно и стилистически наша экспозиция представляла собой гольф-поле.

— Первая идея, которую мы хотели донести до потенциальных инвесторов: вести переговоры с нашим регионом — не только полезно, но и приятно, — пояснил «Вестнику» исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. — Вторая: загнать мячик в лунку — кропотливый процесс, похожий на локализацию проекта. Необходимо проявить изрядное терпение, умение. Этим не каждый может заниматься. Хотя конечный результат стоит затраченных усилий.

По определению Буракова, каждый донской проект — это «отдельная лунка». На «Сочи-2007» Ростовская область представила восемь проектов. О части из них широкая публика узнала впервые. К примеру, новый проект — строительство в Азове терминала для экспорта сжиженных газов. По оценке экспертов, Россия занимает первое место в мире по объему сжигаемого нефтяного попутного газа: в 2006 г. — около 50,7 млрд. куб. м. Главная причина — газ выгоднее сжигать, нежели перерабатывать и сбывать… Как считает министр экономики области Виктор Дерябкин, азовский терминал станет важным звеном в системе использования и транспортировки попутных углеводородных газов, получаемых при добыче нефтепродуктов. Он позволит переключить грузопоток, идущий через терминалы Украины и стран Балтии, на Россию, что приведет к снижению стоимости перевозки вдвое.

К конкурентным преимуществам терминала относятся: ориентация сбыта на государства Средиземноморского, Черноморского и Придунайского бассейнов, где сегодня спрос на сжиженный углеводородный газ в несколько раз превышает предложение; обеспечение уже существующих потребностей поставщиков — предприятий Уренгоя, Сургута, Актау, Астрахани, Волгограда — мощностями по перевалке за рубеж сжиженного газа; возможность отгрузки экспортного газа на суда типа «река — море», под прием которых приспособлены терминалы большинства потенциальных покупателей; благоприятные климатические условия юга, позволяющие терминалу работать круглогодично; замкнутость цикла приема, хранения и отгрузки продукции; полная автоматизация и компьютеризация технологического процесса; наличие технических и технологических решений, обеспечивающих экологическую и промышленную безопасность проекта.

Инвестором проекта выступает компания «Азов-Транзит». Она вложит от 110 млн. до $150 млн. собственных и привлеченных средств. Уже приобретена земля, заказана проектно-сметная документация. Само строительство начнется в ближайшее время и займет три года. На донском стенде был выставлен также проект универсального порта, рассчитанный на годовую переработку 16,5 млн. т грузов. Как рассказал «Вестнику» министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян, на территории порта разместятся: контейнерный терминал (до 3 млн. т в год), районы по перевалке генеральных грузов (до 1 млн. т), металлолома (до 2 млн. т), минерально-строительных грузов (до 2 млн. т), серы (до 3 млн. т), минеральных удобрений (до 1 млн. т), угля (до 1 млн. т), переработке промышленного сырья (до 1,5 млн. т), а также центр обслуживания флота, участок модульной сборки судов, другие объекты транспортной инфраструктуры.

Депутат Госдумы Федор Швалев считает, что реализация данного проекта позволит сформировать конкурентные условия для переключения на Россию значительной части трафика портов Украины; вкупе с возможным строительством второй ветки Волго-Донского канала кардинально увеличить транзитный грузопоток между Каспийским и Черным морями; развивать экономические связи с прикаспийскими государствами; ускорить интеграцию с евро-азиатскими транспортными коммуникациями; придать дополнительный импульс развитию транспортно-промышленного узла в левобережной части Ростова. Построить порт планируется на условиях частно-государственного партнерства — возможно, с участием Инвестфонда РФ. Общий инвестиционный бюджет проекта — 7,2 млрд. руб., годовая выручка при проектной мощности — 2,5 млрд. руб.

— Оба проекта соответствуют федеральной тематике, — акцентировал внимание губернатор Ростовской области Владимир Чуб. — Установка на их реализацию содержится в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию.

Генеральный директор Агентства инвестиционного развития области Вадим Викулов добавил, что федеральной тематике соответствует и проект «Эра гринфилдов». Как уже писал «Вестник», донские власти еще два года назад начали системную работу по созданию промышленных зон для размещения новых заводов и фабрик.

— Сегодня очень сложно соперничать с государством рамках инвестиционных проектов, — считает Владимир Чуб. — Поэтому мы приняли свой закон, предполагающий софинансирование из регионального и муниципальных бюджетов строительства объектов инфраструктуры. По словам спикера донского парламента Александра Попова, доля госинвестиций в инфраструктуру составляет 15-60% от общих затрат на коммуникации. Максимальную финансовую поддержку получают те территории, где наиболее остра проблема занятости. На данный момент известны названия шести промзон: Новоалександровской, Азовской, Южно-Батайской, Заречной, Красносулинской и Октябрьской. Две из них, как отметил губернатор, уже заполнены резидентами, близко к завершению формирование третьей.

Все три проекта — газового терминала, универсального порта и промышленных зон — вызвали интерес Владимира Путина и получили высокую его оценку. Также главу государства познакомили с проектами «Южный хаб», «Объединенные судостроительные заводы Дона», «Донской Детройт», «Приазовская туристско-рекреационная зона», «Ростов-Сити».

«Ростов-Сити» — еще один новый проект стоимостью свыше 60 млрд руб. Мэр Ростова Михаил Чернышев рассказал «Вестнику», что предусматривается строительство на левом берегу Дона, в непосредственной близости от исторического центра города, объектов офисного, торгово-выставочного, гостиничного, культурно-развлекательного и спортивного назначения общей площадью 1,5 млн. кв. м.

«Еще одно подтверждение нашей веры в донской регион…»

В рамках форума члены донской делегации подписали целый ряд крупных инвестсоглашений. Компания «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» подтвердила намерение потратить €120 млн. на строительство в Азовском районе завода безалкогольных напитков — крупнейшего в Восточной Европе. Его продукция будет реализовываться не только в России, но и на юго-востоке Украины. Как сообщил «Вестнику» генеральный директор «Кока-Колы» Кит Сандерс, на первом этапе мощность завода составит 300 млн. л в год, на втором она увеличится до 500 млн. л. Помимо газированных напитков будут выпускаться соки и чаи без консервантов. «С точки зрения технологий и экологии это будет самое современное производство, — подчеркнул Сандерс. — Инвестиции в азовский проект — еще одно подтверждение нашей веры в донской регион».

Верит в донской регион и турецкая компания «Меринос» — она разместит в северо-западной промзоне Ростова ковровый завод стоимостью 680 млн. руб. и мощностью до 15 млн. кв. м изделий в год. «С нашей стороны произошла некоторая задержка проекта: возникли вопросы — оправданно ли выделение под завод такой большой территории? Но экспертиза подтвердила: все оптимально, — рассказал «Вестнику» Михаил Чернышев.

— Еще одна загвоздка была связана с тем, что в выбранном районе велись археологические раскопки. «Меринос» выделил около 7 млн. руб. на их завершение». Со слов мэра, выигрыш от «коврового» проекта для города очевиден: свыше 600 рабочих мест. «5 октября мы заложили первый камень в завод, чтобы ровно за год завершить его строительство. Мы будем работать на рынки России и СНГ», — проанонсировал «Вестнику» директор по экономике «Меринос» Кутай Каймакоглу.

Кроме того, на Дону появятся еще два крупных логистических комплекса. Первый — в Батайске площадью 300 тыс. кв. м — построит московская компания «Евразия логистик». «Мы рассмотрели в Ростовской области 11 площадок, но остановились на этой как на идеальной», — поделился с «Вестником» региональный директор «Евразии» Сергей Мариничев. Строительство займет год и обойдется в сумму свыше 5 млрд руб. По прогнозу Виктора Дерябкина, данный комплекс станет одним из опорных пунктов реализации программы формирования международного транспортного коридора Юго-Восточная Азия — Китай — Казахстан — Россия — Европа на территории нашей страны. Непосредственно донской рынок труда получит 3-4 тыс. вакансий, а донской бюджет — 300 млн. руб. ежегодных налоговых отчислений.

Автор другого логистического комплекса — в Аксайском районе на площади 200 тыс. кв. м — российская группа компаний «Авалон» и английская инвестиционная компания Raven Russia. «Мы выбрали лучшую из имевшихся площадок: она расположена в трех километрах от Ростова, рядом с мега-комплексом IKEA, — признался «Вестнику» генеральный директор дочерней компании «Лого-парк» Александр Борисенко. Стоимость этого проекта — около $150 млн. Ожидается, что он будет реализован в период с марта 2008 г. по весну 2009 г. Оба инвестора отметили важность и перспективность для себя Ростовской области как мощного транспортного узла.

Серьезное маркетинговое исследование предшествовало приходу на Дон калининградской группы компаний «Вестер». Она построит в областном центре торгово-развлекательный комплекс «Гранд-Ростов» стоимостью 2,5 млрд. руб. «Сейчас мы строим на территории России около 15 комплексов, ростовский будет самым крупным: 100 тыс. кв. м», — подчеркнул в беседе с «Вестником» руководитель проекта Евгений Бондарчук. Комплекс разместится в микрорайоне Темерник и будет включать в себя два гипермаркета, многозальный кинотеатр, развлекательный центр, магазины бытовых, спортивных и детских товаров. Строительство планируется начать в первом квартале 2008 г., а завершить — в третьем квартале 2009 г. 30% от объема финансирования составят собственные средства «Вестера», 70% — привлеченные.

Самое непосредственное отношение к экономике региона имеет и соглашение о сотрудничестве, подписанное между Южным и Сибирским федеральными университетами. Как прокомментировали «Вестнику» их ректоры Владислав Захаревич и Евгений Ваганов, одним из приоритетов вузов станет подготовка и переподготовка специалистов к зимней Олимпиаде-2014: «Мы договорились использовать хороший опыт друг друга. Наукоемкие объекты начнут появляться в 2011-2012 гг. Они потребуют большого количества специалистов в сфере коммуникаций. Также очень востребованы будут строители, инженеры, работники сервиса…»

«У этих проектов — очень хорошая судьба»

— Работа форума теперь уже на олимпийской земле Сочи принесет новые инвестиционные соглашения и заложит прочную основу для взаимовыгодного и эффективного сотрудничества, — выразил накануне надежду глава Минрегионразвития РФ Дмитрий Козак.

Так и вышло. Если в прошлом году в Сочи было подписано 128 соглашений на 140 млрд. руб., то в нынешнем — 169 соглашений на $23,3 млрд.

Инвестиционный урожай отдельно взятой Ростовской области составил, по подсчетам пресс-секретаря регионального минэкономики Любови Солодовник, 15,9 млрд. руб.

— Экспозиция Ростовской области — это не ВДНХ, не проекты, которые уже реализованы, — заметил «Вестнику» Игорь Бураков. — Это всегда темы, которые требуют обсуждения с главным инвестором — государством.

— Экспозицию Ростовской области отличают оригинальное наполнение и креатив, — отметил в разговоре с «Вестником» начальник отдела регионального развития аппарата правительства РФ Евгений Еремин.

— Проекты Ростовской области — всегда готовые и конкретные. Те, что были представлены в Сочи в 2005-2006 гг., уже претворяются в жизнь, — доволен Александр Починок. — Думаю, у этих проектов — очень хорошая судьба.

Успех форума «Сочи-2007» в целом точнее всех объяснил вице-премьер правительства РФ Александр Жуков:

— Есть три причины. Первая — это общее улучшение инвестиционного климата в России. Вторая — наши предприниматели научились правильно представлять инвестпроекты. И третья — Сочи получил право на проведение зимней Олимпиады-2014.


Автор: Илья Сазонов