ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

«агл€нуть за горизонт… (4800)
“оп-10: сделано на ƒону (7511)
¬изит √рызлова на ƒон (4792)
Ќовости компаний (5457)
‘орум в —очи, или «наша цель — побить  аннский MIPIM» (6008)
»ль€ —азонов  
–остовской области — 70! (6095)
≈катерина ћинакова  
јзов-—ити: ставки сделаны… ставки еще есть… (9975)
 ирилл ¬ласенко  
“аганрогский авиационный аль€нс (9375)
јнтонина ѕанкова  
Ѕольше, чем опрос… (5680)
јнастаси€ ѕогонска€  
 онкурсный отбор субъектов инновационной де€тельности на получение господдержки (5372)
¬ –остове все спокойно? (6239)
Ћиза  алитина  
ѕосто€нный поиск и движение вперед (4956)
ѕреднамеренное банкротство: уход от ответственности? (13749)
ћаргарита Ѕессонова  
Ќеобходимый шаг в верном направлении (5242)
ћалый и средний бизнес ростовского “Ё а (6757)
ќбласть газифицируетс€ (4970)
ёрий јксюшин  
»нновационный подход к развитию логистики и торговли (5893)
ѕроезд разрешен (5353)
¬иктор јндреев   
 акие рынки следует закрыть? (5943)
≈катерина ћинакова  

 

ќдин пишем, два в уме… ” –остовской области по€витс€ трехлетний бюджет

є 5(12) (2007)
 оличество просмотров: 6416
¬ерси€ дл€ печати


—огласно прогнозу, к 2010 г. поступлени€ в донскую казну должны вырасти на 27%, а ее зависимость от ‘едерации — сократитьс€ на 12,3%. по мнению разработчиков, формирование бюджета на три года имеет р€д неоспоримых преимуществ. ¬ первую очередь это предсказуемость, преемственность и стабильность приоритетов бюджетной политики региона.

ƒонской парламент прин€л в первом чтении проект закона «ќ бюджете –остовской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». ќпыт показывает: ко второму — окончательному — чтению в документ будут внесены коррективы. ќднако ключевые моменты уже вр€д ли измен€тс€. “акой закон принимаетс€ на ƒону впервые. ¬ основу положен примен€емый в международной практике и предусматриваемый с 2008 г. на федеральном уровне метод «скольз€щей трехлетки»: ранее утвержденные проектировки второго и третьего годов трехлетнего периода станов€тс€ основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

ѕри этом утверждение проектировок на второй и третий годы не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле.

ѕо мнению экспертов, одно из главных преимуществ трехлетнего бюджета состоит в том, что возникает основа дл€ реального финансового планировани€. ј одним из мотивов перехода на «трехлетку» €вл€етс€ стремление повысить уровень бюджетной политики в регулировании экономики региона.

¬ расчете на собственную доходную базу

 ак рассказала министр финансов –остовской области Ќина —верчкова, регион планирует наращивать собственную доходную базу не менее чем на 20% ежегодно.   2010 г. объем поступлений в донскую казну должен увеличитьс€ по сравнению с 2007 г. на 27%. ¬ нынешнем году бюджет области — 55,41 млрд. руб. ¬ 2008 г. его доходы планируютс€ в размере 70,9 млрд. руб., в 2009 г. — 76,7 млрд. руб., в 2010 г. — 89,4 млрд. руб. ѕланируемые расходы — 71,2 млрд. руб., 77 млрд. руб. и 89,5 млрд. руб. соответственно. –егион делает ставку на собственную доходную базу. ќсновные поступлени€ — более 77% — обеспечат налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.

ѕриоритеты — старые и новые

Ќина —верчкова подчеркнула, что в последующие годы бюджет –остовской области сохранит социальную направленность. ¬ 2008 г. на эти цели будет направлено 50,7% от всех доходов. ќбещаны: повышение зарплаты бюджетникам, увеличение размера социальных выплат, а также расширение их перечн€, улучшение жилищных условий граждан… ќбласть берет на себ€ 100% всех расходов на образование и 70% всех расходов на здравоохранение.

ќднако к 2010 г. удельный вес ассигнований на соцсферу сократитс€ до 47,2%.  ак объ€снила министр, в прежние годы донские власти выдел€ли на эти цели значительные средства, что позволило сн€ть целый р€д насущных проблем отрасли. ¬ысвободившиес€ деньги будут направл€тьс€ на финансирование дополнительных региональных приоритетов — в частности, на строительство и модернизацию объектов водо-канализационного хоз€йства, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. ѕродолжитс€ работа, направленна€ на увеличение конкурентных стимулов дл€ местных товаропроизводителей, в том числе в сфере јѕ , формирование благопри€тного инвестиционного климата, реализацию инновационного потенциала донских предпри€тий.

—тавка — на финансовую независимость от центра

ќбласть заинтересована в укреплении финансовой основы муниципальных образований, поэтому передаст им 50% из 90% налога, выплачиваемого юридическими и физическими лицами по упрощенной системе, 30% налога на имущество, 50% налога на транспорт и 100% единого социального налога. ¬ результате к 2010 г. в доходную часть городов и районов дополнительно поступит 4,8 млрд. руб.

ѕараллельно область намерена сократить долю безвозмездных отчислений из федерального бюджета — с нынешних 23% до 10,7%.

¬ соответствии с законодательством субъект –‘, зависимость которого от ÷ентра составл€ет менее 20%, надел€етс€ дополнительными полномочи€ми. «“акой субъект сам определ€ет уровень оплаты областных служащих, имеет более высокие позиции по заимствовани€м и государственному долгу — то есть пользуетс€ самыми высшими правами с точки зрени€ расходов бюджета в бюджетном процессе», — по€снила Ќина —верчкова.

 стати, государственный долг область планирует сократить с 2,7 млрд. руб. до 1,6 млрд. руб. 95% от оставшейс€ суммы состав€т гарантии либо муниципальным образовани€м, либо системе водоснабжени€ и водоотведени€ на инвестиционные банковские заимствовани€. ѕр€ма€ задолженность региона останетс€ в размере всего 17 млн. руб. ѕри этом ћинфин –‘ может списать ее ћинфину –ќ «за качественное ведение бюджетного процесса».

ƒл€ решени€ более масштабных задач

«ƒо сих пор существовал разрыв между прин€тием стратегических, даже тактических решений, горизонт которых выходил за пределы года, и финансовых решений, горизонт которых был жестко ограничен бюджетным годом. ѕланирование финансовых ресурсов на трехлетнем уровне, безусловно, позвол€ет решать более значительные, масштабные задачи» — комментируют в «аконодательном собрании –остовской области.

ѕо мнению депутатов, формирование регионального бюджета на три года имеет «неоспоримые преимущества»:

— ¬ первую очередь это предсказуемость.  роме того, по€вл€етс€ возможность обеспечивать преемственность и стабильность приоритетов бюджетной политики, сохран€ть долгосрочную сбалансированность бюджета, заранее прогнозировать последстви€ принимаемых решений. “еперь можно будет заключать государственные контракты на три года — это обеспечит эффективное использование средств региональной казны, в том числе приведет к ликвидации ежегодного пика расходов четвертого квартала.

ѕо аналогии с федеральным уровнем при прин€тии региональной «трехлетки» предусматриваетс€ возможность создани€ на второй и третий годы нераспределенных резервов средств в объемах не менее соответственно 2,5% и 5% общего объема расходов.

«¬ целом законопроект «ќ бюджете –остовской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» направлен на реализацию приоритетов государственной политики, св€занных с повышением уровн€ и качества жизни населени€, обеспечением социальных об€зательств власти, устойчивого экономического роста при учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов и наращивании налогового потенциала», — подчеркивают авторы документа.

ћихаил ≈мель€нов, депутат √осударственной ƒумы –‘:

— Ќеобходимость прин€ти€ трехлетнего бюджета на уровне региона продиктована прин€тием аналогичного бюджета на уровне ‘едерации. ѕрогнозируетс€, что основу бюджета –остовской области состав€т собственные доходы. ”величение бюджета зависит от многих факторов. ‘ундаментальный — инвестиционна€ привлекательность региона. ¬ этом смысле у ƒона — сильные позиции.

Ѕюджет –остовской области — социально ориентированный. ƒонские власти очень точно чувствуют вызов времени. —ейчас в –оссии — треть€ волна выборов, и проход€т они под знаком социальной справедливости и социального равенства. –остовска€ область передает муниципальным образовани€м часть налогов — это надо приветствовать. Ќа уровне поселений — много проблем, поэтому чем больше они получат средств, тем лучше будут себ€ чувствовать. –остовска€ область намерена также сократить финансовую зависимость от ‘едерации. Ёто — обща€ тенденци€. ƒотационность регионов провоцируетс€ современными межбюджетными отношени€ми. —ам характер этих отношений таков, что регионам выгодно быть не донорами, а реципиентами. ƒл€ того, чтобы изменить ситуацию, ÷ентр должен создать соответствующий стимул.

¬ целом можно сказать, что «трехлетка» €вл€етс€ попыткой закрепить существующую финансовую политику и на послепутинский период. Ќо реальна€ бюджетна€ политика в –оссии и регионах будет зависеть от политического расклада после марта 2008 г.

ќксана Ћебедева, редактор отдела «Ёкономика» еженедельника «ёжный репортер»:

— ‘едеральное законодательство не об€зывает регионы переходить на трехлетний бюджет в этом году: собственные среднесрочные бюджеты субъекты должны будут формировать с 2008 года. Ќо уже с середины августа некоторые регионы рапортуют об утверждении или рассмотрении проектов «скольз€щих трехлеток».

“акое умение идти в ногу с центром, наверное, своеобразный показатель благополучи€. ¬едь прогнозировать свои доходы и расходы на три года вперед, даже с возможностью внести какие-то корректировки, под силу только стабильным (и социально, и экономически) регионам.

ћаксимально короткие сроки, в которые финансовые трехлетки сформированы, не удивл€ют.

¬о-первых, перспективные финансовые планы в регионах были, в том числе в виде разнообразных целевых программ, срок реализации которых больше года. —тратегии развити€ рассматриваютс€ не просто среднесрочные, а долгосрочные. ¬ –остовской области, например, уже несколько лет назад стали делать прогнозы социально-экономических показателей, причем в оптимистическом и пессимистическом вариантах. ќбсуждаетс€ стратеги€ развити€ области на период до 2025 года. ¬о-вторых, приоритеты бюджетной политики не мен€ютс€: о социальной направленности бюджета, стремлении –остовской области сократить государственный долг и зависимость от федерального бюджета, увеличить собственную доходную базу власти говор€т ежегодно.

—ергей —мирнов, генеральный директор фонда «ѕрикладна€ политологи€»:

— ќбращает на себ€ внимание социальна€ ориентированность донского бюджета-«трехлетки». ’от€ еще шесть лет назад губернатор ¬ладимир „уб выдвинул лозунг «ќт социальной защиты — к социальному наступлению». Ќо если раньше значительна€ часть усилий тратилась на подъем, а если по-честному — на восстановление региональной экономики, то с начала 2000-х все больше внимани€ удел€лось социальной сфере. ¬ св€зи с этим вспоминаетс€, как на одном из совещаний по приоритетным национальным проектам первый заместитель губернатора »ван —таниславов сказал в ответ на очередной рапорт очередного главы сельского района про рекордный урожай: «Ќаша цель — не в том, чтобы были рекорды, а в том, чтобы люди жили лучше!». » это естественно. ƒругое дело — дл€ многих пока еще непривычно, вот они и удивл€ютс€ социальной направленности бюджета или подозревают в этом предвыборную агитацию.

—ейчас много говор€т о социальной ответственности бизнеса. ј можно ввести пон€тие — социальна€ ответственность власти. ’от€ € считаю более правильным говорить о социальных возможност€х власти: есть у нее ресурс активно и широкомасштабно заниматьс€ социальными проблемами или нет? «десь многое зависит от успешности и профессионализма самой власти, ведь одного желани€ решать проблемы недостаточно. » один из дополнительных ресурсов в этом вопросе — правильна€ организаци€ взаимодействи€ между властью и бизнесом. ћожно до бесконечности проводить благотворительные акции, а можно совместно реализовывать большие социальные проекты. Ќапример, областной минстрой успешно взаимодействует с јссоциацией собственников жиль€ в вопросах выбора ростовчанами формы управлени€ домами и проведени€ их капитальных ремонтов.

≈сть и другие примеры. ¬ыделение в бюджете значительных средств на капстроительство, ∆ ’, транспортную и инженерную инфраструктуру — это свидетельство не только того, что власти заинтересованы в улучшении инвестиционной привлекательности региона, но и желани€ реально улучшить услови€ жизни населени€.

јлександр ѕопов, председатель «аконодательного собрани€ –остовской области: «нужно создавать систему стратегического планировани€»

— «“рехлетка» — не наше изобретение. ¬спомним советские п€тилетние планы. ѕросто надо брать лучшее из того, что уже было, и творчески развивать его. Ќапример, € знаю, что  алининградска€ область так же, как мы, принима€ бюджет на три года, разрабатывает бюджетное планирование на п€ть лет. Ѕюджет на три года преследует цель сбалансированности в долгосрочном периоде. ≈го главное преимущество состоит в создании возможности дл€ более равномерного использовани€ бюджетных средств в течение года, что снижает инфл€ционную нагрузку на экономику. Ќе секрет: федеральные и региональные финансовые органы исполнительной власти, которые распор€жаютс€ бюджетными средствами, часто просто не вписывались в годовой цикл. —уществует определенна€ технологи€ расходовани€ бюджетных денег, св€занна€ с подготовкой и проведением конкурсов, заключением контрактов и т. д. » эта технологи€ каждый раз приводила к тому, что в конце года возникали огромные неиспользованные остатки бюджетных средств.

ћинистерства всеми способами пытались их «растолкать». ¬ результате и эффективность бюджетных расходов падала, и инфл€ци€ начинала расти. —овершенно очевидно, что по многим направлени€м — таким, как научно-исследовательские работы, закупка техники, капитальное строительство и целый р€д других, — необходимо заключать контракты на срок, существенно превышающий рамки финансового года. ј дл€ этого необходимо знать, сколько в распор€жении министерств денег. ќтсюда — трехлетнее планирование. “аким образом, новаци€, котора€ кардинально перестраивает всю технологию бюджетного планировани€, состоит в следующей схеме: «расходные об€зательства — обосновани€ бюджетных ассигнований — бюджетные ассигновани€ — лимиты бюджетных об€зательств — контракты». ѕоложительное значение «трехлетка», несомненно, имеет и дл€ населени€, значительна€ дол€ которого €вл€етс€ бюджетозависимой. “еперь такое население будет четко знать, как будет измен€тьс€ заработна€ плата в ближайшие три года, какие будут приниматьс€ и внедр€тьс€ социальные программы, как будет выгл€деть семейный бюджет на определенную обозримую перспективу.

Ќеобходимость совершенствовани€ бюджетной политики давно осознавалась, усили€ в данном направлении тоже предпринимались. » сегодн€ созданы все предпосылки дл€ качественно нового шага. Ќа ƒону к насто€щему времени завершено формирование бюджетного законодательства, обеспечивающего эффективную систему управлени€ государственными финансами, прин€ты и действуют областные законы «ќ бюджетном процессе», «ќ государственной координации единой финансовой и бюджетной политики», «ќ межбюджетных отношени€х органов государственной власти и органов местного самоуправлени€», «ќ  онтрольно-счетной палате». Ѕюджет –остовской области имеет выраженную социальную направленность. Ќапример, расходы на образование выросли с 2000 г. в 7 раз, на здравоохранение — в 6 раз, на социальную политику — в 11 раз, на культуру — в 7 раз. –асходы на эти статьи достигли 60% всех бюджетных расходов региона. Ќо жизнь такова, что риски исключить невозможно. » € считаю, что будущее — за многолетними бюджетами, как давно это делаетс€ за рубежом. ¬ развитых странах составл€ютс€ бюджеты и на дес€ть, и на п€тнадцать лет. Ќужно создавать систему стратегического планировани€. “акие системы работают во многих государствах, где есть долгосрочное бюджетное планирование, где политические решени€ подкреплены мощной экономикой. Ёта система развита в —Ўј, ¬еликобритании, ‘ранции, √ермании, японии. –ечь идет о том, чтобы научитьс€ концентрировать финансовые ресурсы на ключевых направлени€х развити€ страны. ј это означает, что нужно уметь выстраивать систему долгосрочных решений таким образом, чтобы решени€, принимаемые в одной сфере, усиливали решени€, принимаемые в другой.

  Ѕюджет области 2008-2010 (планируемые доходы), млрд. руб.

ƒополнительные доходы пришлись кстати

ƒоходна€ часть бюджета –остовской области 2007 г. увеличена на 2,923 млрд. руб. — до 55,4 млрд. руб., сообщила на последнем заседании донского парламента Ќина —верчкова. ѕо ее данным, основными источниками стали налоговые доходы (2,5 млрд. руб.) и безвозмездные поступлени€ из ‘едерации (405, 5 млн. руб.). «ƒополнительные средства позвол€т предприн€ть серьезные шаги по увеличению социальных выплат отдельным группам населени€ уже в этом году», — отметила Ќина —верчкова. –ечь, в частности, — о детских пособи€х, материальной помощи приемным семь€м, льготах, предусмотренных постановлением об учреждении звани€ «¬етеран труда –остовской области».

¬сего региональному ћинтруда будет выделено 413 млн. руб. ƒополнительные ассигновани€ получат и другие министерства. 495 млн. руб. будет направлено на приобретение коммунальной техники дл€ муниципальных образований области, 140 и 99 млн. руб. соответственно — на завершение капитального ремонта объектов образовани€ и культуры, 374 млн. руб. — на строительство, капитальный ремонт и содержание всех видов дорог — 374 млн. руб.


јвтор:  ирилл ¬ласенко

 

††