Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3480)
Зоны роста (3683)
Экономика Ростовской области оживится за счет промышленных и инфраструктурных проектов
Альбина Астахова  
Рычаг для подъема (3803)
С чего стоит начать модернизацию экономики на Юге России
Юрий Симионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства РГСУ  
На чужой каравай (3366)
«Вестник экономики» составил рейтинг состоятельности глав регионов ЮФО и СКФО
Никита Логвинов  
Губернаторский круиз (3333)
За полтора месяца работы на Дону Василий Голубев посетил треть районов области
Пятилетка в три года (3659)
Трехлетие победы сочинской заявки в Гватемале организаторы XXII зимних Олимпийских игр отметили по-стахановски
Никита Логвинов  
Кредитная осада (3736)
Таганрогский автозавод обступили банки-кредиторы
Смена газового вектора (4371)
Интересы игроков нефтегазового сектора смещаются на Каспийский шельф
Oлег Краснов  
Индустриальный акцент (3351)
Ежегодно увеличивается объем инвестиций в экономику Ставропольского края
Русские закуски идут нарасхват (5096)
Консервный завод «Русский» за три года своего существования завоевал рынок от Москвы до Калининграда и Ханты-Мансийска
Вячеслав Воробьев: «Южный рынок — емкий и качественный» (3668)
Лариса Никитина  
Дороги для предпринимателей (3573)
Малый бизнес нуждается в инфраструктурной поддержке
Сергей Иванов  
Грузовое направление (3766)
Рынок коммерческого автотранспорта Юга России оживает вместе с ростом грузооборота
Сергей Семенов  
Третейское судопроизводство в здравоохранении (4528)
МОО «Врачебная палата ЮФО» реализует наиболее действенную форму рассмотрения медицинских споров
Наталья Кременчуцкая, председатель Совета МОО «Врачебная палата ЮФО», эксперт Комиссии по охране здоровья и экологии ОП РФ  
Лучше гор могут стать только горы (3615)
Через десять лет в горах Северного Кавказа должны отдыхать до 10 миллионов человек
Никита Логвинов  
Колорит напоказ (5115)
В Ростовской области намерены развивать туристическую отрасль
Елена Бакеева  
Затяжной бросок (3964)
Международные гостиничные операторы не спешат с экспансией на Юг России
Сергей Мельников  
Розница в росте (5218)
На Юге России обороты увеличиваются за счет сетевых форматов
Яна Ташева  
Опасный запас (6511)
Продажа зерна, накопленного государством, усложнит обстановку на зерновом рынке
Сергей Сурженко  

 

Аналог качества

№ 05 (37) (2010)
Количество просмотров: 17409
Версия для печати


Одной из важных мер по продвижению Ростовской области и по привлечению в регион инвестиций губернатор Василий ГОЛУБЕВ считает продвижение продукции и создание местного бренда «Сделано на Дону». Но для того чтобы повысить узнаваемость товаров, произведенных в области, надо не только разработать стратегию рекламной кампании, но и подготовить необходимую законодательную и административную базу. «Вестник начинает серию публикаций, посвященных созданию донского бренда.

Что показать

Когда россияне слышат о Ростовской области, то первое, что вспоминается, как правило, это Дон, казаки, герои произведений Шолохова. Устойчивых ассоциаций с определенными товарами или услугами у массового потребителя нет, как это происходит с Самарской областью, когда вспоминается АвтоВАЗ, с Тульской — самовары и пряники, с Челябинской — продукция Магнитогорского металлургического комбината. Это отметил и губернатор Ростовской области Василий ГОЛУБЕВ. Выступая на церемонии вступления в должность, он заявил: «Необходимо озаботиться продвижением нашей продукции и с точки зрения рекламы. Бренд «Сделано на Дону» должен стать аналогом качества для всех жителей России».

Практика развития брендов территорий широко распространена в мире. Так, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) Ростовской области Александр РОДИН, недавно совершивший поездку в Германию, рассказал, что фермерские хозяйства в посещенном им регионе борются за знак качества земли Баден-Вюртемберг: отмеченная таким знаком продукция продается по более высокой цене, это дает авторитет и престиж, его не просто получить, им дорожат.

Создание специального знака, которым бы отмечались товары лучших производителей области, стимулирует экспортную активность, будет подогревать интерес к продукции региона. При грамотно организованном коммуникационном подходе можно использовать для создания максимально выгодного представления о регионе на фоне невысокой пока активности других субъектов Российской Федерации по развитию и пропаганде региональных брендов. Из немногочисленных существующих примеров нужно сделать правильные выводы и избежать ошибок.

Есть отрасли и отдельные предприятия, являющиеся локомотивами для Ростовской области, например, Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), обеспечивающий 100% производства магистральных электровозов в России (локомотив в прямом и переносном смысле), ОАО «Ростсельмаш» (свыше 70% зерноуборочных комбайнов), ОАО «Роствертол» (тяжелое вертолетостроение) и ряд других.

Важно, чтобы регион за его пределами представляли лучшие разработки, отвечающие самым строгим российским и зарубежным стандартам качества, использующие современные технические решения.

Генеральный директор Цимлянского судомеханического завода Виктор КВИНТ отмечает в связи с этим, что необходимо так выстроить процесс, чтобы право представлять область получали те компании, которые этого действительно заслуживают и оправдают оказанное им доверие.

Как обеспечить

Федеральное законодательство таково, что область имеет возможность подать заявку на регистрацию бренда, связанного с местом происхождения товаров, в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент), но передавать право на использование такого наименования нельзя, любое предприятие, расположенное на определенной территории, должно осуществлять регистрацию в Роспатенте самостоятельно.

В качестве бренда, использование которого будет регламентироваться исключительно на областном уровне, может выступить специальный Знак качества «Сделано на Дону», присуждаемый уполномоченным органом при администрации Ростовской области. Либо область будет оказывать помощь в подготовке предложений на получение права использования бренда, регистрируемого на федеральном уровне. Желательна разработка региональных отраслевых стандартов качества, мониторинг производителей, стремящихся выступить от имени Ростовской области.

После проведения подготовительной работы предприятия региона надо проинформировать об условиях получения права представлять область, список компаний, получивших такое право и являющихся кандидатами, регулярно публиковать в авторитетных специализированных изданиях. Компаниям, предлагающим инновационные и высокотехнологические разработки, может оказываться особая поддержка.

Участие администрации может обеспечить представление продукции «под флагом» региона, прочно свяжет в сознании российских и зарубежных потребителей определенную продукцию с Ростовской областью, будет информировать потенциальных инвесторов о перспективных направлениях вложений, стимулировать производителей внедрять передовые технические решения, совершенствовать технологические процессы, расширять ассортимент.

Необходимо планировать и проводить такие рекламные кампании, которые прочно свяжут само словосочетание «Ростовская область» с широким спектром качественных товаров и услуг. Возможно, Ростовской области нужен свой Джек Траут, один величайших маркетологов современности, который преуспел в продвижении бренда USA.

Донская земля обладает значительным потенциалом в инновационных разработках, машиностроении и металлообработке, металлургии, химической промышленности, развитии туристического сектора, переработке сельскохозяйственной продукции, и его надо использовать.

Юридический аспект

Специалист юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Юлия КОЛЕУХ:

— Бренд «Сделано на Дону» относится к такому средству индивидуализации, как место происхождения товара. Наименование места происхождения товара охраняется законом, правовая охрана в Российской Федерации возникает на основании его регистрации. В настоящее время вопросы правового регулирования места происхождения товара отражены главным образом в главе 76 ГК РФ и ряде постановлений Правительства РФ. Следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 1516 IV части ГК РФ наименование «Сделано на Дону» несколько некорректно, т.к. содержит слово «сделано», что не соответствует требованию закона. Содержанием исключительного права использования зарегистрированного в установленном порядке наименования места происхождения товара, в отличие от исключительного права на использование большинства объектов интеллектуальной собственности, являются только права на защиту и на самостоятельное использование данного наименования зарегистрировавшим его производителем товара без возможности его передачи другим лицам. Поэтому сделки, предметом которых выступает отчуждение данного права, и предоставление лицензии на временное использование зарегистрированного наименования и иное распоряжение указанным исключительным правом недействительны, следовательно, ни о каком делегировании использования наименования места происхождения товара отдельным предприятиям речи идти не может. Однако существует возможность получения права использования наименования места происхождения товара каждым отдельным предприятием региона, выпускающим одну и ту же продукцию. Предприятие должно самостоятельно обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности за получением разрешения.


Автор: Анатолий Дьяков, руководитель Агентства коммуникаций Анатолия Дьякова, ad@adliakov.ru